Спасая искусство: акции в поддержку полотен мастеров

Известно, что  искусствоведы в годы Второй мировой войны прилагали все усилия, чтобы сохранить  творения великих мастеров. Например, знаменитую «Джаконду» Леонардо Да Винчи перепрятывали несколько раз, только чтобы она случайно не была уничтожена во время бомбежки. Не секрет, что советские войска, войдя в разрушенный практически до основания немецкий город Дрезден, помимо других ключевых задач, имели распоряжение спасти оставшиеся произведения Дрезденской картинной галереи. И тогда в истории произошел беспрецедентный случай: страна победившая вернула бесценные шедевры стране проигравшей, предварительно отреставрировав все пострадавшие при обстрелах и размокшие на складах картины. А это – Рембрандт, Рубенс, Ян Вермеер и др.

 

Сегодня тоже встречаются случаи проявления величайшего внимания к произведениям художников со стороны простых людей, не имеющих прямого отношения к творчеству. Одна из самых громких историй связана с картиной «Адель» знаменитого австрийца Густава Климта.  Коротко предыстория сводится к завещанию Фердинанда Блох-Бауэра, прежнего владельца полотна,  согласно которому все его имущество, включая картину, достается его племянникам. К тому моменту, когда эту информацию обнародовал любопытный журналист, в живых осталась только одна наследница, проживающая в США. Суд оказался на стороне Марии Альтман  и постановил вернуть пять картин Климта их законной обладательнице. Женщина была согласна оставить «Адель» в музее при условии выплаты рыночной стоимости картин. За пять произведений она потребовала 155 миллионов долларов. Бюджетных средств на это дело правительство Австрии  выделить не смогло – сумма оказалась неподъемной. И тут началось активная деятельность на всех уровнях: общественники объявили о сборе средств, представители власти искали поддержку у банков. Радостное приближение к заветной сумме омрачилось известием о том, что Мария Альтман на фоне ажиотажа вокруг полотен решила удвоить их стоимость. И тогда начались проводы «Золотой Адель» - одной из любимейших среди австралийцев картин Климта, ставшей своеобразным символом страны. Впоследствии Альтман продала эту работу владельцу парфюмерного концерна «Эсти Лаудэр» Рональду Лаудэру за 135 миллионов долларов. Позже он открыл «Музей австрийского и немецкого искусства», где и «прописалась» «Адель».

 

Источник

 

Благородство и любовь к искусству неоднократно проявляли великобританцы, без сомнений бросаясь на спасение культурных ценностей. Так, британским фондам и просто неравнодушным лицам удалось собрать 7,83 миллиона фунтов стерлингов и выкупить картину Эдуарда Мане у иностранного коллекционера. А все ради того, чтобы произведение – портрет  Фанни Клаус  - осталось на территории страны. Имя покупателя, который приобрел его за 28,35 миллиона фунтов стерлингов и планировал увезти, не сообщалось.

 

Министр культуры Великобритании Эд Вайзи посчитал это недопустимым и наложил временный запрет на вывоз картины, предложив тем временем руководству оксфордского музея Эшмолин приобрести портрет. Значительную часть необходимой суммы внес фонд Heritage Lottery -  5,9 миллиона, еще 850 тысяч предоставил фонд The Art, все остальное - пожертвования неравнодушных граждан.

 

Аналогичным образом удалось спасти акварель Уильяма Тернера «Синяя Риги». Картину, написанную в 1842 году, на аукционе Christie's приобрел частный коллекционер. Он отдал за ценную работу 5,8 миллиона фунтов. В этом случае власти тоже наложили вето на вывоз картины, и объявили национальную кампанию по сбору необходимых для возврата картины средств.

 

 

Лондонской галерее Tate, инициировавшей этот процесс, 2 миллиона перечислили попечители,  1,95 миллиона -  Фонда национального наследия, остальные деньги внесли благотворительные организации и частные лица. Общей суммы - 4,95 миллиона фунтов – хватило на то, чтобы не потерять Тернера.

 

В 2010 году Лувру удалось найти миллион евро на покупку картины Лукаса Кранаха-старшего «Три Грации». Изображение трех древнегреческих богинь веселья и радости датируется 1531 годом. Для сбора средств был открыт специальный сайт, через который добровольцы за месяц перевели необходимую сумму. Стоимость картины, которая находилась в частной коллекции, составляла 4 миллиона евро. С деньгами помогли как спонсоры, так и различные фирмы, а также неравнодушные французы. Не остался в стороне и сам музей, вложив недостающую сумму.

 

Источник фото