Женщины в искусстве: Берта Моризо, Мария Башкирцева, Фрида Кало

Пару столетий назад заниматься искусством для женщины означало стать объектом осуждений со стороны родственников и общества. И сейчас, когда слабая половина добилась равенства в обществе, среди художников все еще преобладают мужчины. Связано ли это с изначальным, природным назначением женщины – воспроизведение рода и сохранение домашнего очага? Остаются ли женщины, сделавшие выбор в пользу искусства, одинокими?

 

Одной из первых женщин, вошедших в историю изобразительного искусства и занявших в ней уверенную позицию, стала итальянка Ангиссола  Софонисба (1532-1625). Ее отец, принадлежащий к знатному аристократическому роду, воспитывал  детей один: мать Ангиссолы умерла, когда девочке было всего пять лет. Мужчина поставил перед собой цель дать им хорошее образование и поощрял увлечение живописью. Однако, ввиду особенностей эпохи, Ангиссола не могла изучать анатомию, поэтому она начала писать портреты родственников. Совершенствовать мастерство ей и ее младшей сестре Елене помогал живописец Бернардино Кампи. Творческий путь Софонисба оказался интересным: в Риме она знакомится с Микеланджело, который высоко оценил ее способности; король Испании Филипп II  сделал ее придворным художником; ее обеспеченный муж всячески старался создать  комфортную атмосферу для развития таланта;  Она стала ведущим портретистом в Генуе; искусствоведы приписывают ей создание собственному стиля, который впоследствии копировали многие художники.

 

 

Француженка Берта Моризо (1841-1895) – яркая представительница импрессионизма. Нередко она становилась моделью для брата своего мужа Эдуарда Мане. Семейное окружение не препятствовало ее увлечению живописью, поэтому Берте удалось реализовать себя как талантливого художника. Первая выставка с ее участием, которая прошла в 1864 году в Парижском салоне, стала отправной точкой для дальнейшего выхода на публику. Позже она вступила в ряды «отверженных» импрессионистов, идеи которых продвигали Моне, Сазанн, Дега, Писсаро и другие известные мастера того времени.

 

Картины Моризо гармоничны, свежи и жизнерадостны. Она старалась создать на своих полотнах теплую атмосферу, в которую зрителю невозможно не погрузиться с головой. В отличие от большинства импрессионистов, предпочитавших мелкие мазки и четкие цветовые границы, она тяготила к свободному и широкому мазку.  

 

 

 

Одной из первых российских художниц, получивших признание, стала уроженка Полтавской губернии Мария Башкирцева (1858 — 1884) К сожалению, ее жизнь закончилась рано: в 25 лет Мария умерла от туберкулеза. В десятилетнем возрасте девочка вместе с мамой переезжает в Европу, где она получила образование.  С 12 лет и до смерти Мария ведет на французском языке дневник, который впоследствии был издан и переведен во многих странах. Девушка увлекалась феминистическими взглядами, что в то время считалось неуместным, поэтому ее мать выдернула из дневника рассуждения на эту тему. К сожалению, большая часть принадлежавших  авторству Марии холстов, были утеряны в годы Первой мировой войны.

 

Позже другая представительница женской половины человечества в искусстве, поэтесса Марина Цветаева посвятила Башкирцевой сборник «Вечерний альбом».

 

 

Яркую, неповторимую мексиканскую художницу Фриду Кало (1907-1954) сложно не узнать: характерный почерк ее работ сразу говорит нам об авторстве. Жизнь Фриды с самого детства превратилась в борьбу с обстоятельствами: полиомиелит, который она перенесла в возрасте шести лет; страшная автомобильная авария, за которой последовали многочисленные операции и невозможность иметь детей. Писать картины юная Фрида начала именно после дорожного происшествия, запертая в четырех стенах наедине с искалеченным телом. Первой работой начинающей художницы стал автопортрет, что отложило отпечаток на все ее дальнейшее творчество. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего», - объясняла она.

 

Во всех работах Кало чувствуется внутренний раскол: напряжение и страхи соседствуют со стремлением к гармонии и принятии жизни.

 

Она получила известность незадолго до своей смерти. Однако сегодня ее произведения стоят миллионы. 

 

 

Будущая известная художница прусского происхождения Лотта Лазерштайн (1898 – 1993 )еще будучи ребенком знала, что хочет посвятить свою жизнь искусству. Жертвой стала ее личная жизнь. Лотта с отличием окончила Берлинскую Академию изящных искусств, а затем открыла собственную студию, куда приглашала молодых девушек-моделей. Она присоединилась к художественному направлению «новая вещественность», процветающему в Германии в середине 20-х.

 

В 1931 году состоялась ее первая персональная выставка в галерее Фрица Гурлитт в Берлине. Однако вскоре наступил переломный в истории Германии момент – к власти пришли  национал-социалисты. Лотте, наполовину еврейке, предписали бросить художественную деятельность. В конце 30-х годов она переехала в Стокгольм, куда забрала все свои работы. В 1943 году в концлагере погибла ее мать. Лотте пришлось вступить в фиктивный брак и просить в Швеции политического убежища.

 

Международное признание Лазерштейн получила только в 1987 году. Художница умерла в возрасте 95 лет, оставив после себя богатое художественное наследие.

 

 

Еще одна художница трагической судьбы – Ана Медем (1962-2001), сестра известного испанского режиссера Хулио Медема. Ее творчество большинству известно по фильму «Хаотичная Ана», который брат посвятил сестре после ее смерти. Ана родилась в 1962 году в Мадриде. В 16 лет начала увлекаться рисованием, профильного образования так и не получила – все осваивала самостоятельно. Ее работы настораживают: яркость и насыщенность цветов соседствуют с пугающими смыслами. Все изображенные ею персонажи – оболочки, за которыми отчетливо чувствуются глубоко переживающие, сломленные души.

 

7 апреля 2001 года Ана погибла в автокатастрофе по дороге на открытие своей крупной выставки.