Запах искусства: какой он?

Есть ли аромат у «Подсолнухов» Ван Гога, как звучат картины Сальвадора Дали? Можно ли постичь изобразительное искусство на новом уровне – через запахи и звуки? Как открыть новые пласты и смыслы в привычных вещах?

 

Этими и другими вопросами задались авторы удивительного проекта «Sensorium», реализованного английской студией Flying Object. В чем особенность этой выставки в лондонской галерее Tate Britain?

 

Авторы композиции дали зрителям возможность погрузиться в искусства настолько глубоко, насколько это возможно - через восприятие посредством обоняния, осязания и вкусовых рецепторов. Как? Итак, перед посетителями галереи открываются четыре комнаты, каждая из которых посвящена одной картине одного художнику - Ричарда Гамильтона, Джона Латама, Дэвида Бомберга и Фрэнсиса Бэкона.

 

Автор этой любопытной идеи Том Перси объяснил, что перед креативной командой стояла задача сделать так, «чтобы люди смотрели на искусство и одновременно испытывали другой опыт, что делает галерею более изменчивым местом».

 

Каждая составляющая от общего впечатления достигнута благодаря использованию современных технологий. Так, создатели выставки добились необычного эффекта, при котором зрители испытывают тактильные ощущения: «Нам надо было создать ощущение объятий. Когда вы смотрите на это чёрное пятно (прим. одна из представленных картин), то видите, что у него круглая форма. Оно светится и напоминает мне солнечную корону во время затмения. И мы хотели, чтобы это ощущение прикосновения окутывало руку вокруг кисти. А затем, когда вас отпускают, появляется чувство падающих на вас капель, своего рода сухой дождь на ваших руках». Как это реализовано? С помощью сфокусированного ультразвука.

 

За ароматическую составляющую выставочного проекта отвечала корпорация International Flavors & Fragrances. Специалистам удалось найти аромат там, где, казалось бы, его быть не может – в абстракции. Пытаясь вообразить, чем вдохновился художников, что его окружало в момент работы над полотном, до чего дотрагивался, какие ароматы вдыхал, мастера создали атмосферу, стремящуюся приблизится к этим обстоятельствам.  Что почувствуют зрители?

 

Авторы выставки стали обладателями премией IK Prize 2015, которая ежегодно вручается за  проекты, объединяющие в себе искусство и технологические возможности.

 

 

Еще один увлекательный проект – уникальная синтетическая выставка «Исчезнувших запахов». Она была представлена в ботаническом саду Московского государственного университета «Аптекарский огород» в рамках фестиваля FEELRUSSIA (Почувствуй Россию). Задача этого действа – многослойно познакомить иностранную публику с арт-пространством нашей страны.

 

Авторы «Исчезнувших запахов» обратились к культуре прошлого – собрали запахи, которые, по мнению исследователей, преобладали в XIX- начале XX столетия… Как специалисты искали их? По книгам русских классиков – Михаила Лермонтова, Ивана Бунина, Антона Чехова. Какие ароматы были представлены зрителям? Мокрый булыжник, сургуч, самоваренная копоть, кондитерская, хлеб, шарманщик…

 

Визуальную составляющую выставки сформировали из серии снимков «Картины русской жизни» портретиста XIX века Уильяма Каррика. Экспозиция, по рассказам посетителей, обладает особым, непередаваемым шармом.