Второе дно шедевров: тайны, скрытые под слоями краски

В 2013 году в ряде СМИ появилась информация о том, что «Портрет» бельгийского сюрреалиста Рене Магритта написан поверх другой композиции. Удалось даже установить, что именно скрывается под слоями краски – фрагменты утраченной картины «Зачарованная поза».

 

Исследователи Университета Антверпена установили, что изначально художник изобразил на холсте женскую фигуру. Очертания торса показались ученым похожими на фрагмент написанной в 1927 году и впоследствии безвозвратно исчезнувшей  «Зачарованной позы».

 

Таинственный образ удалось обнаружить американским специалистам при изучении «Старого человека в военном костюме» Рембрандта. Впервые картину просветили рентгеновскими лучами в середине XX века, однако детальное изучить скрытое под слоями изображение удалось только недавно посредством новых высокотехнологичных приемов. Итак, за видимым портретом скрывается изображение темно-русого мужчины в одеянии голубых оттенков. Исследователям еще предстоит тщательно проанализировать найденный набросок, что в современных условиях вполне реально.

 

«Мы уверены, что таким образом можно будет «разоблачить» все скрытые тайные картины Рембрандта», - не сомневается эксперт в области рентгенологического анализа, профессор Коэн Дженссенс.

 

 

«Второе дно» также было обнаружено на полотне «Лоскут травы», написанном голландским мастером Винсентом ван Гогом. С помощью флюорисцентной спектроскопии и синхротронного излучения ученые Йорис Дик и Кен Янссенс установили, что за поверхностными мазками скрывается портрет неизвестной женщины. Голова на картине занимает незначительный участок размером 17,5 сантиметра. Эксперты отмечают, что в целях экономии средств ван Гог часто использовал холсты повторно. Однако это характерно для раннего творчества художника,  в то время как «Лоскуты травы» относятся к позднему периоду.

 

 

Замаскированное послание содержит полотно Пабло Пикассо «Голубая комната», написанное в 1901 году.  Это обнаружили американские искусствоведы. Картина, которая находится в вашингтонском музее «Собрание Филлипса», за видимым изображением содержит второе - портрет неизвестного бородатого мужчины в галстуке-бабочке, с трема кольцами на пальцах. Подозрения специалистов вызвали мазки, которые не соответствуют общей композиции картины. Интуиция не подвела исследователей, что подтвердилось с помощью рентгена.

 

Открыть бездонные слои мировых шедевров и увидеть невидимое глазу можно самостоятельно. Так, приложение для iPad Second Canvas Museo del Prado или «Второй Холст Музея Прадо» позволяет посетителям детально изучить мировые шедевры с помощью специально разработанной программы. Специалисты соединили видимую часть картины и ее изображение в рентгеновских и инфракрасных лучах. Последние позволяют рассмотреть наброски художника, которые исчезают в финальном варианте работы. А с помощью рентгена можно постепенно «снимать» слои красок и видеть, как мастер добавляет детали, меняет акценты.  Применить эту функцию можно относительно четырнадцати картиниз музейной коллекции: «Расстрел повстанцев 3 мая 1808 г. в Мадриде» Франсиско де Гойя, «Распятие» Иоанна де Фландеса, «Кардинал» Рафаэля, «Три Грации» Питера Пауля Рубенса,  «Автопортрет»  Альбрехта Дюрера, «Сад наслаждений или Картина с земляничным деревом» Иеронима Босха, «Менины» Диего Веласкес и другие всемирно известные шедевры. Рассматривая, например, последнюю указанную работу, можно заметить, что первоначально на месте художника располагалась неизвестная фигура. Что касается произведения Босха, то с помощью приложения появляется возможность найти едва уловимые образы среди огромного количества деталей, характерных для творчества художника.

 

 

Заместитель директора музея Габриэль Финальди в беседе с «РГ» рассказал: «Смысл идеи состоит в том, что технологии способны буквально повысить ценность произведений искусства. Что мы хотим показать, задействуя это приложение, так это возможность максимально близкого  изучения шедевров, акцентируя ваше внимание на тех деталях, которые вы могли бы никогда и не заметить. Посетители в галерее могут потратить минуту или даже всего полминуты, глядя на картину. А с приложением вы можете изучать каждый сантиметр произведения искусства в любое свободное время прямо на вашем iPad, получая более глубокое понимание того, как художник создавал свою картину буквально по деталям».