Витраж: симфония цвета

Автор публикации Регина Ибрагимова

 

На протяжении веков мода на декорирование интерьера и экстерьера меняется, это подтверждает смена художественных и архитектурных стилей. Однако есть фундаментальные основы, переходящие из века в век из стиля в стиль. Одним из таких основ является стекло. Цветные кусочки стекла, обработанные определенной техникой, превращаются в витраж – тончайшую и хрупкую красоту, наполняющую пространство музыкой цвета и света.

 

Никто сейчас с точностью не сможет сказать, кто и в каком году изобрел витраж. Считается, что первыми витражи стали изготавливать древние египтяне. Затем их знания переняли византийцы. В Византии стеклодувы пользовались особыми привилегиями, долгое время именно они удерживали пальму первенства в стеклоделии, создав такой архитектурный шедевр как собор святой Софии в 537 г. н. э.

 

В 11-13 веках, в эпоху готики витраж заменяет собой монументальную живопись, распространенную в романском стиле. Тяжелый для восприятия готический интерьер выгодно дополняли витражи с изображением сюжетов из святого писания. Солнечный свет, проникая через цветные стекла витражей, помогал почувствовать каждому вошедшему в храм свою причастность к чему-то великому. В темных же уголках помещения витраж поражал своей яркостью, создавая ауру мистичности и святости дома божьего.

 

В 16 веке витраж теряет свою актуальность. Возрождение витражного искусства начинается с 19 века, но уже не в виде религиозной и королевской принадлежности, а в качестве украшения общественных зданий и частных домов. Две мировые войны, уничтожили огромное количество произведений витражного искусства, хотя небольшую часть всё-таки удалось восстановить.

 

В 20 веке произошла кардинальная переоценка значения витража - он переместился в интерьеры квартир. С появлением различных художников, направлений и точек зрения, сам сюжет перестает иметь большое значение. Например, Фрэнк Ллойд Райт считал, что витраж должен создавать гармонию внутри пространства и тщательно сочетал расцветки витражных окон с общей цветовой гаммой интерьеров. Райта так же называют прародителем витражного абстракционизма. А, по мнению известных архитекторов Чарльза Самнера Грина и Генри Матера Грина была важна гармония здания и окружающей среды и главенствующую роль они отдавали качеству стекла. Неоспоримый вклад в развитие витражного дела внес Луис Комфорт Тиффани, который не только изобрел новые формы стекла, но и создал собственную технику изготовления витражей, носящую его имя и используемую по сей день.

 

Новейшие технологии значительно расширили возможности использования цветного стекла. Сейчас его применяют в самых казалось бы неожиданных местах: декорировании подвесных потолков, перегородки и ширмы, бра и светильники, вставки в мебель, различные панно и прочее. Техники изготовления различаются как по способу набирания кусочков стекла, так и по способу обжига в печи. Например, в «Тиффани» используют обрамление медной фольгой, что позволяет изготовить более прочный витраж большой площади. Хотя ранее использовался классический способ свинцовой протяжки, есть так же техника латуни.

 

На вооружении витражного художника сейчас как множество техник, так и множество стилей. Для примера можно выделить несколько основных направлений. Классический стиль, с четкими формами и обязательно симметричными линиями, с теплыми пастельными тонами стекол. Модерн или ар-нуво, с неповторимыми романтическими образами природы и женщины, с символичными деталями. Абстракция, с причудливыми формами, завораживающими узорами, поражающими глубиной и игрой света и цвета.

 

История витража исходит от древних времен и насчитывает не одно столетие. Можно с уверенность утверждать, что и сейчас он не утратил своей актуальности, из-за главного своего достоинства: что бы ни украшал витраж, от готического храма, до частной квартиры он способен превратить любой объект в драгоценность.

 

Впервые публикация появилась в журнале «ЦЕНТР»