Ван Гог: искусство любить жизнь

В центре современного искусства «Облака» проходит мультимедийная выставка «Ван Гог. Живые полотна». Экспозиция, созданная проектным музеем «Люмьер Холл» из Санкт-Петербурга, посвящена 125 годовщине смерти великого художника.

 

Автопортрет, 1889 г.

 

Винсент Ван Гог – один из самых узнаваемых и дорогих живописцев нашего времени. Стоимость его работ доходит до 130 миллионов долларов. Однако при жизни он был крайне беден, ему удалось продать лишь одну картину «Красные виноградники в Арле» своему другу Полю Гогену. Творческий путь Винсента тернист, стремителен, наполнен любовью и сомнениями. Вопрос о том кем же он был: гением, опередившим свое время, отчаявшимся одиноким человеком или безумцем, не сумевшим найти равновесие в жизни, до сих пор остается открытым.

 

Презентация выставки уникальна: анимированные произведения проецируются на стенах в высоком разрешении, а объемный звук позволяет полностью окунуться в мир искусства. Представленные полотна разделены на периоды: голландский, парижский и арльский,  ставший заключительным в самом рассвете творчества художника. Стоит отметить, что Ван Гог начал писать в возрасте 28 лет и за свою короткую жизнь создал более 2100 произведений, включая 860 картин маслом.

 

В раннем периоде трудно узнать характерную манеру письма художника. Он стремился к реализму, повторяя за великими мастерами, такими как Рембрандт, Хальс, Ван Гойен.

 

Героями в его работах стали рабочие и крестьяне в процессе тяжелого труда. Фигуры людей, изображения хижин как нельзя более близки к реальности, цветовая гамма мрачная. Начинающий живописец остро чувствовал страдания простых людей, их скорбь, угнетение и подавленность. В сериях этюдов отчетливо прослеживается атмосфера психологического напряжения.

 

Тополиная аллея осенью, 1884 г.

Едоки картофеля, 1885 г.

 

Далее живописец  уходит от правильных форм и сдержанных цветовых решений, происходит этап становления художника. Пребывание в Париже положительно сказывается на творчестве и душевном здоровье Ван Гога. Он знакомится с   импрессионистами Эдгаром Дега, Полем Гогеном. Палитра обогащается чистыми, яркими цветами, мазки становятся легкими, полукруглыми.

 

Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» ,1887—1888 гг.

 

Портрет Папаша Танги, 1887 г.

 

Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик,1887 г.

 

Натюрморт с грушами,1887-1888 гг.

 

Под влиянием новых друзей создается большое количество городских пейзажей. Их отличает все та же воздушность и естественность. Множество картин быстро сменяют друг друга, будто калейдоскоп производит яркие цветные узоры. Французские кафе, утренние пейзажи берегов Сены, натюрморты с душистыми грушами и яблоками.

 

Париж для многих художников становился главной мечтой, но не для Винсента. Для него это была лишь остановка. Шумные, многолюдные улицы оказались тесными для творческого самовыражения. Он покидает его.

 

В провинциальном городке Арль, что находится на юге Франции, наступает период расцвета живописи. Ван Гог пишет много, ярко. Окончательно сформировался самобытный стиль с характерными для него спиралевидными мазками и сочной цветовой гаммой. Именно здесь создается серия работ со знаменитыми желтыми  подсолнухами, многочисленными сельскими пейзажами, портретами друзей и знакомых.

 

Цикл картин "Подсолнухи", 1887 г.

 

Полдень: отдых от работы, 1890 г.

 

Первые шаги, 1890 г.

 

И конечно же, он изображает жизнь простых людей, но на сей раз счастливых, полных жизнелюбия и умиротворенности. Маленькая дочь фермера делает первые неуверенные шажки, пара крестьян отдыхает в стоге сена. Ван Гог не скупится на желтую и голубую краски - цвета солнца и ясного лазурного неба. Казалось, ему удалось найти себя, гармонию и душевное спокойствие. Но приступы ярости повторяются все чаще и чаще. Художник был помещен в психиатрическую лечебницу, недалеко от Арле.  В этот период он пишет свои причудливые ирисы, извилистые кипарисы и самую знаменитую картину «Звездная ночь».

 

Ирисы, 1889 г.

 

Пшеничное поле с кипарисами, 1889 г.

 

 

Благодаря современным возможностям, звезды на спроецированном  полотне мерцают яркими огоньками, а сферические мазки начинают вращаться. Создается ощущение трехмерного изображения. Зритель погружается в динамичную атмосферу картины, буквально ощущает ее.  Организаторы выставки сумели связать душевные метаморфозы художника с презентацией полотен. По мере приближения конца представления тревога и напряжение усиливаются, набирают обороты. Во многом это происходит благодаря сильному музыкальному сопровождению в виде композиции Людовико Эйнауди-Experience (Переживание). Появляется понимание: трагический финал неизбежен.

 

Звездная ночь, 1889 г.

 

Заключением экспозиции становится анимированная картина «Пшеничное поле с воронами». На дальнем плане слышно как кто-то заряжает ружье, через несколько секунд раздается громкий выстрел, птицы разлетаются, наступает тишина…

 

Пшеничное поле с воронами, 1890 г.

 

Выставка позволила взглянуть на жизнь и творчество Винсента Ван Гога в совершенно ином ракурсе. В частности, меня удивила работа «Прогулка заключенных». Она символизирует жизнь, подобную, по мнению художника, замкнутому кругу. Центральная фигура на переднем плане наиболее индивидуализирована в отличие от других заключённых, чьи лица написаны лишь несколькими мазками. В этом персонаже угадываются черты самого автора.

 

Прогулка заключенных, 1890 г.

 

Винсент Ван Гог - личность сложная и противоречивая. Его эксцентричность резко контрастировала с унынием и меланхолией, ощущение гармонии с психическими припадками и порывами ярости. Несмотря на жестокие удары от жизни, он безумно любил ее. Это чуткое, трепетное отношение к людям, к природе художнику удалось не растерять на протяжении всего творческого пути. «Нужно любить – любить как можно больше, ибо в любви и заключается подлинная сила, и кто много любит, тот делает много и способен на многое, и что делается с любовью, то делается хорошо», - писал Ван Гог своему брату и близкому другу Тео.

 

Автопортрет в соломенной шляпе, 1887г.

 

Автор статьи - Аделия Хисматуллина