Уличное искусство против социальных сетей

 

Уличное искусство, возникшее как форма художественного протеста против устройства общества, как правило, ориентировано на остросоциальные, политические, культурные и иные проблемы. Стрит-арт-художники быстро реагируют на меняющиеся реалии, трансформацию ценностей и, охватывая широкую аудиторию, выражают свое недовольство.

 

Одна из последних тем, охвативших фантазию уличных авторов, связана с массовой зависимостью от социальных сетей. Художники пытаются напомнить, что все настоящее в жизни происходит здесь, по внешнюю сторону экрана. 

 

Так, итальянец Mister Thoms в работе 2014 года под названием «Like a Vision»  демонстрирует связь настроения человека и количества лайков, репостов и комментариев на Facetbook. Изображение разместилось на одной из стен небольшого городка Ферентино.  Thoms показывает на примере выдуманного человечка, как виртуальное одобрение, подобно механизированному устройству, способно запустить в мозгу положительную реакцию, а отсутствие этого одобрения приводит к панике и даже отчаянию. 

 

 

 

Где-то в отдаленной деревне Шотландии появилась пугающее послание от испанского художника Даниэля Муньоса под названием «983 подписчика» или «983 followers». В мрачном уголке заброшенного здания разместилась целая армия монохромных силуэтов, словно надвигающаяся на зрителя. На что намекает? Возможно, на бездушность, анонимность и равнодушие, объединяющее пользователей сетей, на автомате подписывающихся друг на друга, только чтобы расширить количество виртуальных друзей. Безликая толпа Муньоса впечатляет и настораживает. 

 

 

Хештеги, селфи, телефоны, лайки - понятия,которые активно использует в своем творчестве художник, работающий под псевдонимом  iHeart. Чаще всего героями его уличных изображений становятся дети, попавшие в ловушку социальных сообществ. Самая известная работа, часто встречающая на просторах этих самых сетей - рыдающий мальчик, который никак не может дождаться хотя бы одного лайка. Его уткнувшиеся в экраны телефонов малыши вызывают сострадание и жалость: их обзор жизни ограничивается этими самыми экранами и происходящим на них. Одна из самых пугающих работ автора - селфи на фоне покойника, лежащего в гробу… 

 

 

 

Ниже представлен ироничный и прямолинейный ролик, в котором художник пишет на стене новые и новые надписи про зависимость от социальных сетей. Он призывает пользователей остановить эту гонку - перестать находиться в виртуальном пространстве 24 часа 7 дней в неделю. 

 

«Когда я говорю людям, что меня нет в социальных сетях -  Facebook, Twitter, Instagram и других - они смотрят на меня так, словно я с другой планеты. Для них я выгляжу устаревшим, потерянным, «неподключенным». Меня поражает обратное: вы проверяете свою страницу Facebook во время вождения, пишете в Twitter о том, что приняли душ, выкладываете в Instagram фото своего двойного соевого маккиато. И этот процесс продолжается бесконечно…» - делится впечатлениями автор работы, художник Above.  Проект был реализован в рамках фестиваля в Копенгагене. На создание ролика ушло 5 дней, за этот период сделано более 9000 фотографий, из которых он и состоит. 

 

Один из пользователей портала Vimeo, на котором размещен этот ролик, справедливо отметил, что и этот сайт является социальной сетью, роль которой автор высмеивает.

 

Тем временем саркастическая запись на одном из кадров призывает: «Проверяй свою страницу в Facebook во время просмотра фильма. ...и когда занимаешься сексом. ...и когда ведешь машину ...отходя ко сну… на работе… когда пьян… когда пьян на работе».