Центр Помпиду в Париже – искусство наизнанку или «провокация невоспитанной молодежи»

Насколько важно исследовать современное искусство? Есть ли необходимость выискивать связи, определять тенденции, анализировать и сопоставлять? Может быть, достаточно смотреть на него со стороны, питаться впечатления и максимально потреблять?

 

Президент Франции Жорж Помпиду (20 июня 1969  – 2 апреля 1974 гг.) осознал важность теоретической составляющей этого вопроса, и в 70-х годах прошлого столетия по его приказу в Париже появился центр по изучению и поддержке современного искусства – популярный сегодня Национальный центр искусства и культуры Помпиду. В первую очередь, глава государства понимал, что такой проект станет уникальным и выведет искусство на уровень прибыльного бизнеса. Осознание контекста продиктовано опытом работы Жоржа Помпиду в финансовой сфере – пять лет деятельности в банке Ротшильдов.

 

Главное его отличие от подобных проектов – сочетание выставочных площадок, концертных залов, библиотеки и Института исследования и координации акустики и музыки.

 

Центр Помпиду – яркое архитектурное творение с разнообразным содержанием – стал зеркалом современного Парижа со всем его многообразием, свободомыслием и насыщенностью. Стоит отметить, что столь значимый культурный объект появился в непримечательном районе столицы Франции – в квартале Бобур четвёртого округа. Теперь понятия Бобур и Центр Помпиду неразрывно связаны.  

 

Создатели подошли к процессу более чем ответственно. Так, в конкурсе на лучший проект здания будущего музея приняли участие 681 архитектор со всего мира. Выбор пал на представленную итальянским архитектором Ренцо Пьяно и его английским коллегой Ричардом Роджерсом оригинальную модель постройки, в которой все технические конструкции и коммуникационная система  (трубопроводы, лифты, эскалаторы, вентиляция, провода и т.д.) остаются снаружи, в то время как внутреннее пространство максимально используется под реализацию проектов Центра. Президент, ознакомившись с проектом, воскликнул: «О, это наделает много шуму!». И оказался прав.  Авторы этой идеи не только предоставили множество возможностей для развития музея, но и сами создали яркий и запоминающийся объект современного искусства.

 

«Мы приняли решение: покажем ли мы все это или скроем за фальшивым фасадом? И все! Наш проект готов. Это было абсолютно элементарно», - рассказал в одном из интервью Пьяно и назвал свое детище «веселым урбанистическим механизмом».

 

На реализацию задуманного ушло пять лет. В разработке инженерной составляющей принимали участие Эдмунд Хэп-полд, Питер Райе и команда специалистов из  Ове Аруп. Сумма финансирования составила 476 000 000 франков. И вот 42-метровый объект длиной 166 метров и шириной 60 метров предстал во всей красе.

 

Здание, напоминающее железного монстра, первоначально напугало предвкушающих увидеть что-то менее радикальное парижан. Действительно, Центр выглядит неэстетично и даже странно – зачем выпячивать наружу то, что испокон веков пряталось в стенах, оставалось невидимым. «Экспрессивная пародия на индустриальное зодчество», - говаривали критики. Но с идеологической составляющей такая конструкция идеально отображает атмосферу современного искусства, которое стремится удивлять, поражать, настораживать и, в конце концов, взрывать мозг наблюдателя. Эксцентричность, смелость, броскость – вот, какими словами можно охарактеризовать внешний облик Центра Помпиду.

 

Этот стиль, разработанный и популяризированный Ренцо Пьяно и Ричардом Роджерсом, получил в архитектуре название «хай-тек».

 

Внутреннее содержание музея разнообразно. Это и постоянные экспозиции художников XX столетия (Кандинский, Пикассо, Модильяни, Матисс, Миро и др.), и выставки современных авторов (Нан Голдин, Ив Кляйн, Софи Калле, Майкл Келли и др.), и площадка для проведения театральных перфомансов, и кинотеатр, в котором проводятся тематические встречи, и творческие мастерские, и торговые площадки, а также огромная смотровая площадка на крыше Центра. Особое значение имеет территория перед зданием – там проводятся спонтанные концерты, там любят собираться художники, что еще больше привлекает внимание гостей столицы Франции. Огромное количество арендаторов Центра собирают разнообразную публику, отвечая на запросы современности и предоставляя посетителям право выбора: насладиться театром теней, выпить бокал вкуснейшего вина в кафе, изучить инсталляции художников, созерцать Париж с высоты, приобрести уникальную дизайнерскую продукцию или книги по искусству,  смотреть артхаус в кинозале или же попробовать в ходе мастер-класса создать свой собственный неповторимый шедевр. В целом можно сказать, что Центр представляет собой неразрывный сплав интересов бизнеса и искусства.

 

Центр Помпиду как примечательный арт-объект Парижа тянет одеяло на себя – большинство туристов включают его посещение в обязательную программу. И это не случайно. Задумка Жоржа Помпиду была реализована с лихвой – Центр устранил пропасть между искусством и публикой, позволил каждому прикоснуться к творческому процессу, смог разрушить представление о музее как закрытой кладовой. Совокупность архитектурной смелости, новаторский подход к организации арт-бизнеса и насыщенность внутренних площадок сделали Центр Помпиду уникальным и поистине масштабным проектом. Только на продаже билетов удается заработать 24 миллиона евро в год. При этом госдотации на его содержании составляют только 3,3% от общего количества выделенных на развитие культуры средств.

 

По популярности Центр не уступает Эйфелевой башни или Лувру – ежегодно его посещают более 7 миллионов человек.  

В 2015 году планируется открыть первый филиал Центра Помпиду за пределами Франции. Для этого выбран испанский город Малага. В настоящий момент местные власти начали подготавливать помещение. На эти цели, по предварительным подсчетам, уйдет около 4 миллионов евро. Инициаторы не сомневаются, что посещаемость будет высокой – не менее 200 тысяч человек. Годовой доход, считают эксперты, составит около 4,5 миллионов евро.

 

МНЕНИЯ

 

Мэр Малаги, инициатор строительства филиала Центра Помпиду Франсиско де ла Торре: «У нас нет никакого сомнения, что открытие в Малаге Центра Помпиду придаст новый импульс культурной жизни нашего города, откроет широчайшие возможности для самообразования нашей молодежи. Мы надеемся, что Малагу, быстрорастущий курорт, станут посещать еще больше иностранных туристов – и не только для того, чтобы отдохнуть на наших пляжах, но и для приобщения к мировой культуре».

 

Статья в Le Figaro: «В Париже есть свой монстр, как в озере Лох-Несс».

 

Французский архитектор Жан Нувель: «Я сто раз говорил, что я думаю о Центре Помпиду. Я думаю, что это главное произведение 1970-х и что это живое историческое свидетельство, и пусть себе живет».

 

Автор проекта, архитектор Ренцо Пьяно: «Ведь мы с Роджерсом были тогда просто мальчишками: ему тридцать шесть лет, а мне и вовсе тридцать три. Просто пара сумасшедших. Нет, сумасшедших в квадрате: когда столкуются между собой двое психов, безумие надо возводить в квадрат. Центр Помпиду был провокацией невоспитанной молодежи. Но я до сих пор его люблю, и когда меня спрашивают, не стесняюсь ответить: «Думаю, классное здание мы тогда построили».

 

Автор проекта, архитектор Ричард Роджерс: «Вскоре после открытия Центра Помпиду я оказался по делам в Париже. В то время пресса буквально проклинала нас с Ренцо Пьяно и наше творение. Так что я старался особенно не афишировать свою причастность к этому проекту. Был дождливый день, я вышел из Центра, пересек площадь. Какая-то сердобольная старушка предложила мне спрятаться от проливного дождя у себя под зонтиком. Мы стоим, новый Центр у нас прямо перед глазами. Ну, она и спрашивает меня, что я думаю об этом здании. Я — глупец — чистосердечно ей отвечаю, что это мой проект. Она, ни слова не говоря, больно ударила меня зонтиком по голове».

Дарья Малина