Танец в изобразительном искусстве: от Матисса до Холверда

Одно из самых известных полотен, на котором изображены танцующие люди, написал Анри Матисс. Его «Танец» существует в двух вариантах, один из которых находится в петербургском «Эрмитаже».  Создание картины связано с личностью знаменитого российского коллекционера Сергея Щукина, который познакомился с творчеством Матисса на парижской выставке и заказал художнику два декоративных панно для своего особняка. По одной из версий,  в основе композиционного решения лежит древнегреческая вазопись, по другой – автора вдохновили «Русские сезоны» Дягилева. Интересный факт: бразильские СМИ заподозрили создателей логотипа Олимпиады-2016, которая должна пройти в Рио-де-Жанейро, в плагиате – якобы визуализация заимствована у американского благотворительного фонда Telluride Foundation, логотип которой в свою очередь имеет очевидные сходства с «Танцем» Матисса.

Другую, знакомую многим картину под названием «Голубые танцовщицы» написал Эдгар Дега. Художник предпочитал не работать на открытом воздухе, считая, что в таком случае сложно сосредоточиться, поэтому больше времени проводил в театрах. Так в его творчестве появляется и стремительно набирает обороты балетная тематика. Сам Дега говорил: «Меня называют живописцем танцовщиц. Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение». Женственные и хрупкие балерины на его полотнах предстают в разных условиях: на сцене, во время репетиций, в минуты отдыха. Художник словно подглядывает за ними, создается эффект непричастности автора к происходящему, равнодушия к моделям. При этом для Дега самым главным становится движения и детали, на которые другие могут не обращать внимания. Художник беспристрастен и объективен.

В 2014 году одна из картин балетной тематики, написанная Дега, была похищена из дома 70-летнего коллекционера в кипрском городе Лимасол. Стоимость работы «Танцовщица, поправляющая туфельку» оценивается в 6 миллионов евро. В числе подозреваемых в краже был россиянин Сергей Тюленев, причастность которого к совершению преступления следствию доказать не удалось.

Поклонник Дега и мастер плакатного искусства Анри де Тулуз-Лотрек питал особый интерес к танцовщицам. Вдохновляли его не только сюжеты, увиденные в кабаре и салонах. Лотрека привлекало сценическое действие и танец как таковой. Его картина «Балетная сцена» (1886 год) отсылает нас к работам Дега, однако французский художник создает свою интерпретацию жизни балетных артисток. Не секрет, что известность автору принесла серия работ, посвященная ночной жизни Парижа. Его «натуралистическая кадриль» - это всегда яркая эмоция, накаленная динамика, разгул «животных страстей».

Образ танцовщиц часто встречается в работах современных авторов. Например, уроженец Китая, ныне проживающий в США, Кристофер Чжан признается, что западный балет – одна из самых привлекательных для него тем. «Балет - это идеальное сочетание визуальной и исполнительной составляющих. Он демонстрирует красоту женского тела в классическом понимании эстетских стандартов. Я посетил много балетных школ и профессиональных студий танца и глубоко поражен тяжелой работой балерин. Образы молодых танцоров - символ чистоты и красоты», - рассказывает художник. Он также признается, что его художественный почерк формировался под влиянием русской реалистической живописи 19-го века. В героинях его полотен сочетается грациозность и непосредственность, погруженность в процесс и ощущение постоянного присутствия зрителя.

Польская художница Мариола Птак акцентирует внимание на внутреннем состоянии танцовщиц. Она создает нежнейшие образы, пропитанные загадочностью и тоской. Хрупкие девушки на полотнах Птак находятся на грани реальности и воображения, они погружены в себя и затягивают зрителя в таинственное закулисье.

«Люди всегда интересуются, как мне приходят идеи и что я вообще изображаю. Знаете, недостатка идей у меня не бывает. Когда ты работает с причудливыми сюрреалистическими образами, они сами находятся в мире твоих фантазий. А вопрос, который меня волнует, - «Где найти время?», - рассказывает художник Брюс Холверда, автор серии сюрреалистичных работ с танцорами в главной роли. Он стремится к тому, чтобы задуманный в его сознании образ максимально точно материализовался на холсте, и для этого кропотливо совершенствует технику исполнения.