Тайна «Демонов» Михаила Врубеля

Михаил Врубель – художник, чей «почерк» трудно не узнать или спутать с другим автором. Мистичность, глубина, загадочность, сказочная мрачность и ощущение присутствия потусторонних сил – вот характерная атмосфера полотен Врубеля. Каждая его картина - словно беседа на энергетическом уровне, обмен взглядами и эмоциями не только с самим художником, но и той силой, что вдохновляла его и направляла. Возможно, трудная, наполненная ошибками и просчетами судьба художника и есть та основа трагизма всего им созданного. Но, анализируя и углубляясь, начинаешь задумываться о том, что все происходящее связывается в единое мистическое полотно, в котором тяжело свести концы с концами и понять, что к чему привело. Такое же впечатление складывается и от образа писателя Николая Гоголя, в котором словно тоже есть что-то мистическое, нечеловеческое и особенно манящее.

 

Пожалуй, самый известный и запоминающийся образ в творчестве Михаила Врубеля – образ Демона. Вокруг него стянулось множество загадок, вопросов и интерпретаций. Сам же художник говорит об этом герое так: «Демона не понимают – путают с чертом и дьяволом, … а «Демон», значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося духа, ищущего примирения обуревавших его страстей, познания жизни, и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».

 

Первый набросок «Демона» был создан в 1884-м году. По мнению людей из окружения художника, его прообразом послужила возлюбленная Врубеля Эмилия Прахова. Женщина отвергла всепоглощающую любовь ухажера, тем самым причинив ему нечеловеческую боль. «На первый взгляд Мишин Демон показался мне злою, чувственною, пожилою бабой», - пишет о сидящем демоне отец Врубеля. Его коллега Константин Коровин отметил: «Я узнал сейчас же лицо знакомой дамы, совершенно неподходящее к Демону».

 

Известный широкой публике «Демон сидящий», который находится в Государственной Третьяковской галерее, появился в 1890 году. Он стал частью иллюстраций юбилейного издания сочинения Михаила Лермонтова. О работе над картиной Врубель рассказывает: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

 

 

В 1899 году художник обращается к образу «Летящего демона», однако эта работа так и не была завершена. Причина, по которой автор не стал развивать эту историю, неизвестна. Мрачная атмосфера картины и непроработанные детали рождает смешанные чувства.

 

 

Позже, в 1902 году, из-под кисти Михаила Врубеля выходит картина, которая приводит к восторгу современников художника. Речь идет о «Демоне поверженном». Исчерпывающе и тонко пишет об этом произведении поэт Александр Блок: «Закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше название тех преобладающих трех цветов, которые слепили Врубеля всю жизнь и, которым нет еще названья. Эти цвета -  лишь обозначенье, символ того, что таит в себе житель гор… И у Врубеля день еще светит на вершинах, но снизу ползет синий мрак ночи. Конечно, ночь побеждает, конечно, сине-лиловые миры рушатся и затопляют окрестность. В этой борьбе золота и синевы совершается обычное – побеждает то, что темнее; так было и есть в искусстве, пока искусство одно. Но у Врубеля уже брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но и уже пророки. Врубель потрясает нас.  Ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя, быть может, грядущее поражение».

 

 

Сам Врубель не был уверен в совершенстве полотна, а потому на глазах у всех во время выставки вносил коррективы, дополнял образ, оживляя героя картины и умножая его мучения.

 

Кто он - демон Врубеля? Воплощения непобедимого, неисчерпаемого зла? Или, быть может, символ приближающейся катастрофы и неизбежной победы темного над светлым? Возможно, посредством этого образа художник выразил сквозную тему своей жизни – глубокое одиночество и недовольство собой. Не исключено, что демон – это то чувство вины, которое не давало художнику покоя. Как бы там ни было, именно этот персонаж стал ключевым в творчестве удивительного русского художника Михаила Врубеля.

 

"Тамара и Демон", 1891 г.

"Демон на фоне гор", 1891 г.