Тадао Андо: архитектура, соседствующая с природой

Японский архитектор Тадао Андо не получал профильного образования – мастерству он учился по книгам. Отсутствие университетского диплома не помешало ему стать обладателем Притцкеровской премии за высокие индивидуальные достижения.

«Стать архитектором меня побудили два случая. Когда я был школьником, к нашему многоквартирному дому делали пристройку. Я увидел, как самозабвенно и сосредоточенно работает молодой плотник, и подумал, что в этом что-то есть. В другой раз я испытал восторг, когда пробил отверстие в крыше дома и увидел, как оттуда в темноту падает луч света. Даже такие маленькие события оказывают большое влияние на жизнь человека. С тех пор я начал заниматься архитектурой и делаю это до сих пор – с желанием создавать что-то, трогающее души людей. Я хотел бы и впредь делать вещи, вызывающие у людей восторг, такие, в которых сочетались бы грандиозность концепции и забота о деталях», - рассказывает Андо в одном из интервью японскому изданию.

 

В 1969 году основал архитектурную мастерскую «Tadao Ando Architects & Associates», в 1991 - стал профессором Токийского университета.

 

Обусловленное культурным контекстом, в котором живет Андо, стремление к гармоничному сосуществованию с природой, легло в основу его архитектурного стиля. Спроектированные им здания сливаются с окружающим ландшафтом, становятся продолжением природы, а не ее противоположностью. Традиционная философия в работах Андо сочетается с распространенными в западном обществе подходами и техниками. Он стремится к минималистичности, но не пустой, а наполненной ненавязчивыми, тонкими аллегориями и смыслами.

 

Центр современного искусства Пунта делла Догана, Венеция (Италия)

Коллекционер и миллиардер Франсуа Пино (владелец Gucci Group) выкупил пустовавшее здание, в котором когда-то находилась морская таможня, и предоставил его Андо. Архитектор разработал проект реконструкции помещения, которое впоследствии превратилось в выставочное пространство.

 

Тадао максимально расширил внутреннюю площадь здания за счет сноса всех перегородок. Просторные залы с грубо обработанными бетонными стенами принимают около 150 постоянных экспонатов. Центр официально открыли во время 53-й художественной биеннале в 2009 году.

 

Морской музей, Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты)

Масштабный проект, реализуемый на острове Саадайтат в  Абу-Даби – концентрация лучших архитекторов мира. Согласно разработанному плану постройки многопланового культурного центра, Тадао Андо стал автором Морского музея. Спроектированное им здание имеет мягкие, обтекаемые формы, что способствует его созвучности с окружающим пейзажем. Музей посвящен истории арабского мореходства, природе, а также водным обитателям (аквариум). Этажи и уровни соединяются между собой мостками.

 

Напомним, что к разработке комплекса привлечены такие мастера как Юрий Аввакумов, Фрэнк Гери,  Грег Линн, Заха Хадид и др.

 

21_21 Design sight, Токио (Япония)

Необычное цифровое название объекта объясняется распространенным использованием в английском языке повторения числа «21», означающего высокий уровень качества чего-либо.  Этот объект представляет собой творческое пространство, в котором постоянно  создается что-то новое, приоткрывается дверь в будущее искусства. Основателями центра выступила сам Тадао Андо и модельер Иссея Мияке.

 

Комплекс включает в себя две выставочные галереи и оборудованные залы для проведения конференций и трансляции фильмов.

 

Музей современного искусства в Форт-Уерт (США)

Когда смотришь на это строение, создается впечатление, что оно буквально плавает. Стеклянные стены отражаются в воде, которая словно продолжается в здании, разрушая представления о трехмерности пространства. Музей состоит из пяти небольших павильонов, где, помимо выставок, проводится большая исследовательская работа.

В постоянной коллекции находится свыше 2,5 тысяч произведений именитых художников – от Поллока до Уорхола. .

FABRICA - центр исследования коммуникации Benetton

Местом для размещения исследовательского центра известного мирового бренда стал дворец, построенный в XVII веке. Тадао Андо превратил его в многофункциональную образовательную площадку. Здесь проходят курсы по изучения дизайна, фотографии, видео, музыки, журналистики и др.  

 

«Я считаю, что важная составляющая архитектуры – способность восхищать души людей. Архитектуре необходимо выходить за рамки функциональности», - такими установками руководствуется Тадао Андо.

 

Публикация подготовлена по материалам портала archi.ru и других открытых источников.