Супрематизм за пределами живописи: архитектура, дизайн, реклама

Родоначальник супрематизма, автор философского труда «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой» Казимир Малевич отчетливо определил принципы нового «изма» в искусстве. И первый из них – превосходство цвета над всем остальным. Художник не сомневался, что именно работа с яркими формами и есть «чистое творчество» - краска на беспредметных картинах не преследовала никаких других целей.

 

Самой известной работой Малевича в этот период стал «Черный квадрат». В этой же серии художник выпустил «Черный круг» и «Черный крест», которые по определенным причинам остались в тени. Вот, как охарактеризовал в 1924 году «квадрат» художник и архитектор Эль Лисицкий (1890-1941): с одной стороны, это люк, демонстрирующий переход от кубизма к супрематизму, к нулю и беспредметности, с другой – точка развития новых архитектурных и дизайнерских форм. Именно он вывел супрематизм в иные плоскости искусства. Так, Лисицкий – автор известного агитационного плаката «Клином красным бей белых!», выпущенном в 1920 году.

 

 

Для Лисицкого становится мало того пространства, которое представляет собой холст. Он пишет: «Мы увидели, что новое живописное произведение, создаваемое нами, уже не является картиной. Оно вообще ничего не представляет, но конструирует пространство, плоскости, линии с той целью, чтобы создать систему новых взаимоотношений реального мира. И именно этой новой структуре мы дали название – проун». Освобождаясь от рамок полотна, он приходит к созданию супрематистских миров в в трехмерном измерении. Пытаясь продемонстрировать идеи на деле, Лисицкий проектирует здание небоскреба у Никитских ворот в Москве. Этот эскиз оказал огромное влияние на дельнейшее развитие архитектурных тенденций в России.

 

 

Мало кто знает, но повсеместно используемая сегодня в быту складная мебель уходит своими корнями в разработки Эля Лисицкого и его учеников. В 1930-е годы он представил проект функциональной квартиры небольшой площади, в которой каждый элемент мог поворачиваться и подстраиваться под нужды хозяина.

 

Чистый супрематизм в дизайне встречается редко. Как правило, его сочетают с другими направлениями, оставляя за формой и цветом главенствующее право. Профессионалы выделяют несколько принципов оформления квартиры в этом стиле: открытая планировка, минимальное количество стен, геометричность, игра цветов, использование поверхностей в качестве холстов. Ниже представлены наиболее удачные примеры использования супрематических начал в дизайне.

 

 

 

Дополнением к этому может выступить характерная мебель. Например, супрематистский табурет Мануэля Рэдера, состоящий из двух треугольников и пары пластин, соединяющих их. 

 

 

Странный по форме, но в тоже время вполне практичный стул молодого дизайнера Apirak Leenharattanarak – яркий отголосок авангардистских тенденций начала прошлого столетия.

 

 

Одна из самых известных и востребованных архитекторов современности  Заха Хадид является лучшим примером супрематизма в этой области сегодня. Она выступила в качестве оформителя галереи Galerie Gmurzynska в Цюрихе, которая специализируется на выставках русских художников начала XX века.

Не обошел супрематизм и индустрию моды. Так, коллекцию одежды в стиле супрематизма выпустила Даша Гаузер: яркие цвета, острые углы, четкие формы. Ниже представлен рекламный видеоролик коллекции, демонстрирующий супрематизм в действии.

 

 

 

 

Супрематизм встречается и в рекламной деятельности. Перед вами работы агентства Vatson & Vatson / Y&R из Эстонии. Через простые геометрические формы авторы плакатов передают нюансы поведения покупателей торгового центра. 

 

 

И напоследок – супрематистская афиша кинофестиваля «Кинотавр» 2011 года. 

 

 

При подготовке публикации использовались материалы портала Русская семерка, Design History и других открытых источников.