Центр современного искусства "Облака"

Сталинская эклектика: взгляд через время

Советскую архитектуру периода правления Иосифа Сталина называют сталинским ампиром. Историки называют это направление тоталитарным искусством, когда художники лишены всякого право на проявление индивидуальности и служат исключительно запросам власти. Искусство превратилось в часть программы самопрезентации огромной страны – наследнице великой культуры. А новое направление архитектуры, за возникновением которого стоял сам Иосиф Виссарионович, стало воплощением мыслей об идеальном устройстве Страны Советов.

 

Для большинства жителей Союза характерным примером построек этого периода стали московские высотки: Главное здание МГУ на Воробьевых горах, жилой дом на Котельнической набережной, гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, жилой дом на Кудринской площади, административно-жилое здание возле «Красных ворот», гостиница «Ленинградская».

 

 

В чем же отличительные особенности сталинской эклектики? Искусствоведы отмечают в нем слияние сразу нескольких стилей - от барокко до классицизма, от ампира эпохи Наполеона до ар-деко. Бросается в глаза величественность и монументальность построек этого периода – с середины 1930-х до середины 1950-х годов.

 

Советская культура, объявленная наследницей историй великих держав прошлого, в архитектурной сфере вобрала в себя как черты Римской империи (колонны, портики, ордера), так и признаки восточных традиций  (орнамент). Однако все это было адаптировано под существующую идеологию. Так, на зданиях повсеместно стали появляться изображения рабочих и колхозников, а также советская символика. Исполнение же было заимствовано из архитектуры указанных выше стран.

 

Далеко не все проекты удалось реализовать. Один из объектов, так и оставшийся на бумаге,- грандиозное здание Дворца Советов. В период, когда архитекторы активно работали над его проектированием, эта постройка должна была стать самой высокой в мире – 495 метров, почти 100 из которых приходилось на огромную статую вождя революции Владимира Ленина. К разработке конструкции будущей высотки были привлечены выдающиеся мастера эпохи - Алексей Душкин, Алексей Щусев, Константин Мельников, Владимир Щуко и другие. Местом строительства был выбран участок на месте взорванного Храма Христа Спасителя. В декабре 1931 года начались подготовительные работы – создание котлована и укладка фундамента. Но начало Великой Отечественной войны остановило этот процесс, безвозвратно. В 50-е годы на этом месте появился огромный крытый бассейн, а после распада СССР – новый Храм Христа Спасителя.

 

 

Выдающийся советский архитектор Иван Жолтовский – один из ярчайших представителей этой эпохи. Помимо многочисленных собственных проектов, он принимал участие в реконструкции главного здания Московского ипподрома. У старого строения появляются новые характерные черты: огромные колонны, портики, обилие барельефов, фресок, витражей. Опознавательными признаками обладает и внутреннее убранство – витиеватая резьба, использование натуральных материалов для декорирования (дерево, мрамор, хрусталь и т.д.), парадные люстры и т.д. После реконструкции Московский ипподром превратился в иллюстративный материал счастливой советской жизни.

 

 

 

В Санкт-Петербурге (тогда - Ленинграде) визитной карточкой сталинского ампира стало здание Дома советов на Московском проспекте. Руководителем строительства был назначен архитектор Ной Троцкий. В 1936, когда начались  работы, это строение было самым высоким объектом южной части города. В период блокады недостроенный Дом советов служил наблюдательным пунктом командования артиллерией, а затем - штабом Ленинградского фронта. Сегодня его первоначальное предназначение, как и внутреннее содержание, изменилось: огромные залы разбиты под офисные помещения.

 

 

Неоднозначные оценки личности самого Сталина объясняют противоречивое отношение и к архитектуре эпохи его правления.  Кто-то  восторгается роскошными строениями, украсившими города СССР, другие – считают их лишенными каких-либо эстетических характеристик.

 

«Сталинки» - это не только пафосные, известные на весь мир высотки. К ним же относятся жилые дома в несколько этажей. Но эта эпоха уходит в истории после принятия ЦК КПСС и Советом министров СССР постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (4 ноября 1955). Инициатором нововведения выступил сам Никита Хрущев. И на смену дорогостоящим «сталинкам» приходят бюджетные «хрущевки».