Современное переосмысление шедевров прошлого: ожившие портреты, безглютеновая диета, культурные флешмобы

Эпоха постмодернизма располагает к переосмыслению и переработке художественного наследия прошлого. Созданные столетия назад произведения становятся не только источниками цитирования, но и основой для создания нового продукта искусства. Фотографы, дизайнеры и художники разных стран все чаще обращаются к образам прошлого и модернизируют их.

 

Так, например, венгерский фотограф Флора Борси выбрала серию портретов, созданных известными мастерами (Пабло Пикассо, Рудольфа Хауснера, Амедео Модильяни и Казимира Малевича), и перенесла образы в реальную жизнь. На каждой работ Борси нарисованный в фотошопе и сошедший с картины персонаж соседствует со своим изображением на полотне. Она предоставляет зрителям возможность увидеть, какими могли быть модели знаменитых художников.

 

 

Оживляет образы и фотохудожник  Джеймс Кинсер из Чикаго совместно с Niki Grangruth. Оригинальность его инсталляционного проекта заключается в том, что все женские образы «играют» мужчины. Это и «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера, и «Офелия» Джона Эверетта Милле, и «Рождение Венеры» Сандро Ботичелли, и «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо. Эти и другие знаковые работы становятся для Кинсера источником вдохновения и поводом для переосмысления традиционных образов изобразительного искусства. Сам автор проекта говорит о том, что такой подход к работе позволяет исследовать вопросы телесности и сексуальной идентичности полов.

 

 

Аниматор и режиссер Рино Стефано Tagliafierro создал видеоролик, на котором зрители видят, как герои известных картин выходят за пределы зафиксированного на холсте момента и продолжают жить внутри полотна. Эмоциональный клип позволяет зрителям проследить историю каждого из персонажей, понять, что произведение изобразительного искусства есть фиксация только одного момента, за которым идут следующие. Этот проект – экскурсия по человеческой жизни от рождения и до смерти.

 

 

Популярным становится сегодня использование образов с картин в индустрии моды. Fashion-фотограф Еугенио Рекуэнсо работает с журналом «Vogue», и всякий раз в своем творчестве обращается к живописи. Одна из съемок основывалась на полотнах Пабло Пикассо. Он нарядил модели в наряды, на которых изображены героини картин художника-кубиста. Сходство с исходниками достигается и за счет дополнительных деталей.

 

 

Игра с образами прошлого проходит не только в формате фотоссесий и работе в графических редакторах. Так, в честь открытия голландского музея Rijksmuseum Amsterdam был организован флешмоб, на котором с картины Рембрандта сбежали 13 мужчин. Каждый из них был в историческом костюме и отлично справился со своей ролью. Слоганом кампании стала фраза «Наши герои вернулись». Это объясняется тем, что при создании музейной коллекции были возвращены картины голландских художников прошлого.

 

 

Переосмысление произведений классиков происходит и в коммерческих целях. Например, компания Philips оригинальным образом презентовала новый утюг. В ролике с участием современного художника, демонстрируется, как с помощью простого бытового предмета можно создать, а затем и «демонтировать» шедевр. Сначала молодой человек формирует из складок на простыне копии картин голландских живописцев, фиксирует результат с помощью утюга, а затем, опять обращаясь к утюгу, разглаживает ткань.

 

 

Привлекает внимание проект под названием Gluten Free Museum, представляющий собой ответ на распространенную безглютеновую диету. Авторы пересматривают произведения классиков с позиции наличия на них продуктов, содержащих глютен. В итоге с полотен исчезают пшеница, рожь, овес, сыры и т.д. Вот, что получилось из этого юмористического проекта:

 

Интересный формат диалога с  искусством выбрал молодой человек из Айовы по имени Энди Алкала. Он создает репродукции, но в качестве основы для нанесения красок Энди выбрал не холст, а собственное лицо.  Процесс  создания работы снимается на камеру, а готовая «картина» публикуется в коллекции на сайте. Художник уже обратился к творчеству 140 мастеров прошлого.