Современное искусство ЮАР: Уильям Кентридж, Барбара Вильденбоер

Уильям Кентридж  - яркий представитель современного южноафриканского искусства. Он известен как автор метода создания фильмов, который сам художник называет «анимацией бедного человека» - последовательность фотографий нарисованных углем рисунков.

 

«Я верю в то, что художник должен быть предан своей работе, и тогда в произведении проявится его личность», - считает Кентридж. Его проекты носят остросоциальный характер и имеют критическую направленность относительно капиталистического устройства. Однако он  не зацикливается на политическом аспекте проблемы, а углубляется в психоаналитическую сторону вопроса. Поэтому его работы не всегда понятны и зачастую могут иметь множество подтекстов и возможностей для интерпретаций. В конце 1970-х начале 1980-х он рисовал плакаты и работал над театральными постановками, направленными на борьбу с южноафриканским апартеидом. Несмотря на ярко выраженную оппозиционность сам Кентридж не считает себя политическим художником. «В каком-то смысле я повернулся спиной к политике и закрылся в мастерской, отказавшись от следования конкретным задачам в духе ленинского «Что делать?». Я допускал в творческий процесс трогавшую меня реальность, но не пытался соответствовать ожиданиям внешнего мира», - рассказывает мастер в интервью Артгид.

 

 

Уильям Кентридж также известен работами для театра, в том числе, сотрудничеством с Handspring Puppet Company . Совместные работы художника и студии представляют собой сложные мультимедийные спектакли, в которых в одной плоскости объединяются куклы, анимация, проекции и живая игра актеров.

 

Барбара Вильденбоер известна миру как мастер бумажного моделирования или «укротительница бумаги». Это связано с ее тягой к использованию в своих творческих проектах старых книг, карт, журналов, научных изданий. Она выворачивает материал наизнанку, показывает неизведанные и скрытые стороны книг. Кроме того, Барбара увлекается фотографией, занимается выдуванием стекла и цифровой анимацией. Каждая выставка Вильденбоер открывает талант художницы с новой стороны, удивляет и заставляет зрителя задуматься над тем, что искусство не имеет никаких границ. Один из последних проектов Барбары – «Пожиратели лотосов».

 

 

Автор необычных инсталляций Зандер Блом рассказывает, что его проект «The Travels of Bad» представляет собой «сатиру, критически оценивающую влияние экзотических культур и их артефактов на авангардную систему европейского визуального искусства, начиная с конца 19 века». При создании композиций использовались обломки самых различных предметов – от музыкальных инструментов до проводов, от мебели до бумажных обрезков. Помимо инсталляций, в багаже молодого автора живописные и графические работы, а также фотопроекты.

 

 

Еще один сторонник инсталляционного формата самовыражения - Николас Хлобо. Он исследует ассоциативную и символическую стороны материала, с которым работает, вписывает личный опыт в исследование общих исторических особенностей южноафриканского искусства. У него есть свое представление об устройстве современного мира и путях дальнейшего развития. Хлобо обладает собственным художественным языком, что позволяет занять лидерские позиции среди коллег по цеху. Его часто называют провокатором, поднимающим через искусство «неудобные» вопросы, о которых принято молчать – этнические сложности, темы сексуального характера, политические проблемы. Хлобо мастерски использует пространство, позволяя своим инсталляциям расширяться за пределы видимых предметов, заигрывать со зрителями и ломать привычное представление о «правильном».