Современное искусство Узбекистана: Бабур Исмаилов, Мурад Карабаев, Тахир Каримов

Картины Бабура Исмаилова представляют собой сюрреалистический сплав метафор и символов, форм и предметов, идей и смыслов. «Холсты — это сцена, а письмо всегда увлекает, как развитие действия спектакля. Мой выдуманный герой, как и его мир, — это декорации моих иллюзий. В законченной картине для меня самого остается недосказанность…», — рассуждает художник. И эта недосказанность создает вокруг его работ особую атмосферу, окутывающую зрителя.  Сдержанность цветовых решений позволяет Бабуру Исмаилову сохранить магическую составляющую искусства. Он – режиссер, который остается за кулисами, пока герои полотна импровизируют и вступают в диалог со зрителями. Художник расширяет границы холста, его истории растворяются в пространстве,  не обращая внимания на рамки и координаты. Каждая картина – законченный и самостоятельный эпизод из большого спектакля.

 

По образованию Бабур Исмаилов театральный художник, декоратор, что, разумеется, отразилось на творчестве: «Я благодарен судьбе за то, что учился на отделении театральной декорации, потому что для художника – это универсальное отделение, где он непосредственно соприкасается с литературой, где кроме живописи существует еще и понятие объемного понимания пространства, масштаба и того, что сопряжено с инсталляциями, формами», - пояснил автор в одном из интервью. Художник пробует себя в разных направлениях – кинематографе, мультипликации, театре, книжной графике, монументальной живописи.

Мурад Карабаев окончил ВГИК, и, по словам художника, такое  образование позволило значительно расширить горизонты познания, открыть для себя множество источников вдохновения в кинематографе, изучить культурные пласты прошлого. Сюжеты его полотен получают импульсы в реальном мире, но на холсте начинают жить по собственным, внутренним драматическим законам. Глубокие ассоциативные связи и характерные цветовые интонации составляют сильную сторону творчества Карабаева. Его работы лишены композиционной и детальной насыщенности, и это компенсируется смысловой многослойностью. Каждый элемент холста неслучаен, каждый штрих обязателен в этих реалиях. Художественный голос Мурада Карабаева негромок, но, безусловно, убедителен и отчетлив.

 

«Изображение в картине – не результат, а начало открытия миру того, что до конца не прояснено, что таит в себе скрытую противоречивость, за которой кроется внутренний конфликт между Я и Другим. Мурада Карабаева интересует не только соединение факта и вымысла, но и ситуация некой «игры», которая является важной составляющей современного искусства», - пишет о нем доктор искусствоведения Нигора Ахмедова.

 

 

В работах Тахира Каримова сочетаются национальные традиции, передача насыщенного культурного опыта страны и переосмысление истории через призму современного мира и новых художественных возможностей. Для его картин характерны поэтичность и образность, насыщенность и яркость, контрастность и композиционная продуманность. Сами мазки на холсте кажутся проявлением сильной эмоции и желанием делиться красотой внутреннего содержания сюжета, известного только автору. Тахиру Каримову удается заворожить зрителя, остановить его взгляд и оставить наедине с созданным им миром. Работы художника находятся в частных собраниях Англии, Израиля, Германии.

 

 

«Глобализация затронула все нации, все народы. К сожалению, она разрушала постепенно какие-то народные, чисто традиционные, эстетические, коммуникативные отношения, которые всегда существуют в том или ином народе. Мы постепенно начали терять свое лицо, которое заключается, в основном, в самой культуре, в нормах поведения. Сегодня это лицо трансформируется, искажается. А новое, то, что предлагается взамен - еще не апробировано временем и не кажется состоятельным, таким, с каким можно было бы согласиться. Вот какие проблемы, проблемы духовного развития нашего народа, меня волнуют и вдохновляют», - рассуждает художник Джамол Усманов. Он уверен, что на протяжении всей истории развития человечество волновали одни и те же вопросы – философское объяснение всего сущего. Поэтому автор обращается к универсальной символике, возрождает ее и с ее помощью разговаривает со зрителями. Художник считает, что трехмерное искусство имеет ряд преимуществ перед двухмерными полотнами, в связи с чем он создает инсталляции, которые подчеркивают общую идею.

 

 

«Мне нравится усложнять. Добиваться того, чтобы в картине была игра. Я много экспериментирую», - так говорит о себе Валерий Поваринис. По словам художника, раньше его привлекали мистические образы, находящиеся на грани добра и зла. Однако после череды неприятных событий в личной жизни, автор пришел к понимаю того, что его работы должны быть источником света и тепла. Так один за другим начали появляться яркие живописные полотна, сюжеты которых уходят в красочные фантазии художника. Валерия Повариниса вдохновляет сама жизнь, ее непредсказуемость и изменчивость. При этом внешние обстоятельства (например, смена места жительства) не имеют ключевого значения в формировании образов и переходе на новые творческие этапы. Герои моих картин: кот, стрекоза и обязательно девушка вот с такими волосами, в последнее время появился персонаж с зонтиком», - рассказывает художник о повторяющихся в его работах образах. Как только автор понимает, что картины становятся однотипными, то сразу начинает искать новые художественные возможности.