Центр современного искусства "Облака"

Современное искусство Пакистана: Вахид Насир, Вакас Хан

Художник Вахид Насир (Waheed Nasir) приверженец современных технологий. Хотя сам Насир не считает себя представителем digital art, около восьми лет он осваивает и совершенствует методы создания произведений изобразительного искусства посредством компьютерных программ. Эталоном живописи художник называет Караваджо – именно работы этого мастера диктуют драматическое начало в картинах Вахида.

 

 

О себе художник говорит: «Мое поле деятельности обширно: режиссура, визуальные разработки, концепт-арт, живопись, цифровые технологии, моделирование и конструирование в 3D. Также иногда я пишу песни и играю на гитаре. Более пятнадцати лет занимался преподавательской деятельностью».

 

Удивляют проекты другого пакистанского художника современности - Вакаса Хана (Waqas Khan). Трудоемкий процесс создания чернильных рисунков заслуживает отдельного внимания: каждая работа начинается с маленьких кружков, которые множатся, дополняются и простираются, кажется, до бесконечности. Маленькие точки превращаются в законченные абстрактные композиции, которые корнями уходят в традиционные культурные начала смешанного религиозного  типа. Каждое полото состоит из тысяч точек, разглядеть которые можно только при детальном рассмотрении.

 

 

«Реакция зрителя для меня имеет важное значение. Он должен быть удивлен, должен задаваться вопросами. Я хочу, чтобы человек, глядя на мои работы, прибывал какое-то время в мирном течении. И хорошо, если это состояние зритель может запомнить», - рассуждает Вакас Хан.

 

Для удобства он сам смастерил специальный чертежный стол, за которым, как правило, работает по ночам. Мастер признается, что выбранный им формат не допускает даже малейших ошибок или неточностей. «После нескольких часов работы мое тело начинает болеть, но это, мне кажется, положительно влияет на искусство. Точки для меня являются словами. И я могу про каждую точку рассказать – в каком настроении находился, когда рисовал ее.  Такая работа изменила меня, взрастила во мне добро».

 

 

Халил Чишти (Khalil Chishtee) предпочитает использовать при создании своих композиций вторсырье, поднимая тем самым важные экологические вопросы современности. Но его произведения не превращаются в социальную рекламу – Чишти делает акцент на человеческое начало в каждом из нас, на веру и доверие. Эмигрировав в США, художник начал размышлять о том, как место влияет на состояние человека. Эти мысли и послужили импульсом к созданию серии работ из полиэтилена. «Сколько бы раз я не перерабатывал пластик, он всегда остается пластиком. Он не меняется, но почему в таком случае меняемся мы в зависимости от того, в каком месте мы находимся? Мы изменяем имена, религию, язык и даже эмоции. Но почему мы не можем оставаться просто «человеческими существами»?», - такими вопросами задается Халил Чишти.

 

Его работы эмоциональны, глубоки, порой пугающе правдивы. Сам художник считает, что «произведения искусства не всегда должны отображать красоту».

 

 

Амир Хатри по профессии текстильный дизайнер. Сегодня он один из самых известных художников Пакистана, отчасти благодаря возможностям интернета и социальных сетей, куда часто попадают его работы. Источником вдохновения для него становится дикая природа, именно поэтому героями его картин часто становятся животные. «Я хочу работать больше и качественнее и полноценно называться художников. Но, к сожалению, пока не условия не способствует тому, строить карьеру в изобразительном искусстве. На хлеб с маслом я зарабатываю в области дизайна по текстилю. Я очень хочу делать что-то важное для мира, для нуждающихся – сирот и вдов. У меня много планов и я надеюсь, что они сбудутся», - признается Амир Хатри.

Работы Салман Фаруки (Salman Farooqi) привлекают цветовой палитрой и композиционной продуманностью. Геометрия созданных им образов легка, его полотна кажутся невесомыми, пропитанными свежестью. Линии плавно пересекают холст, разделяя пространство на сбалансированные формы. Некоторые образы художник прорисовывает более детально (дома, провода, солнце), другие имеют абстрактные очертания и подчеркивают важность предметов и придают работе динамику.