Современное искусство Казахстана: Сауле Сулейменова, Куаныш Базаргалиев

Одним из ярчайших представителей художественного мира  Казахстана, творчество которого до сих пор вызывает противоречивые комментарии, считается Сергей Маслов, ушедший из жизни в 2002 году. Художник-концептуалист «пересаживал» постмодернизм в Азию. Ироничное отношение к захватывающим страну переменам приводило к появлению острых и провокационных работ. Например, два полотна «Тайная вечеря», созданные в 80-е годы: вместо библейских героев за столом сидят представителя советской интеллигенции. Художник покончил с собой в возрасте 50 лет, на пике популярности и внимания к нему со стороны общественности и критиков. Свой поступок он объяснил любовью к певице Уитни Хьюстон и желанием отдать отведенные ему годы поп-певице. За месяц до смерти Сергей Маслов выставлялся в Берлине как один из самых интересных художников Казахстана.

 

 

В каждой работе казахстанской художницы Сауле Сулейменовой – множество культурных слоев. Она рисует срез современного общества через набор характерных символов и подтекстов. В рамках проекта «Культурная ценность?» Сауле Сулейменовой удалось продемонстрировать зрителям изменения, которые затронули ее народ, втянувшийся в процесс глобализации, но оставившие возможность сохранить свою самобытность. Сауле прибегает к сложной и трудоемкой технике, совмещая фотографическое искусство, живопись и печать на ткани. Именно это обеспечивает смысловую и фактурную  многослойность созданных ею произведений. Урбанизация органично соседствует с историческими корнями казахского народа, привыкшего к степям и движению.

 

 

Интерес представляет и другой проект художницы -  «Целлофановая живопись» - солянка из пакетов, газет, картона, фотографий. Материал, который пагубно влияет на экологическое состояния нашей планеты, нашел свое место в искусстве. Целлофан Сауле собирала сама, подключала к этому процессу друзей. В итоге в конце 2014 года художница представила серию работ и в очередной раз доказала,  что эпатаж и концептуальность – не главное, гораздо важнее – посыл и смысловое содержание.

 

 

«Самая главная задача, которая стоит перед отечественными художниками, – определить, что такое Казахстан и какова его национальная идея. Мы должны выйти в мировое художественное пространство, установить связь с обществом. Хватит прислуживать, пора менять своими произведениями и общество, и этот мир. На этой дороге мы пионеры и за нас никто не сделает эту работу», - поделилась Сауле своими размышлениями в одном из интервью. Творчество художница популярно не только на территории Казахстана и стран СНГ, персональные выставки Сауле Сулеймановой проходили в городах Европы и США.

 

Художник Куаныш Базаргалиев представил зрителям свою версию истории развития человечества.  На выставке под названием «Когда все люди были казахские» посетители увидели копии полотен мастеров изобразительного искусства прошлого. Отличительной особенностью этих работ стали измененные черты лиц персонажей – все герои имеют казахские очертания. По задумке автора, проект должен показать, что границ между нациями не существуют, что все мы имеем общую историю. Галерейная часть проекта сопровождается справочной информацией о том, как после Великого Потопа казахский народ оказался центральной точкой развития человечества: «Из одиннадцати миллиардов населения Земли в живых осталось, по неточным подсчетам, не более десяти миллионов жителей Казахстана и Центральной Азии, территория которой, по удачному географическому расположению, находилась в самом центре самого крупного материка. Тысячи чудом уцелевших беженцев со всего света потянулись на этот единственный остров спасения…», - рассказывает автор. Все это – уместные фантазии Куаныша Базаргалиева.

 

 

Другой проект художника представляет собой серию работ, объединенных названием «Столы и стулья». Геометрия предметов и вариативность фонов – вот, что из себя представляют эти картины. «Я просто пытаюсь получать удовольствие от работы и не хочу походить на кого-то. Не люблю пафос. Поэтому рисовать можно что угодно: столы, стулья, чайники, утюги. Я ищу себя, я пробую. Хотя мой стиль и узнают, я твердо намерен меняться», - рассуждает художник.

 

 

Участник международных выставок, автор многочисленных уличных инсталляций  Молдакул Нарымбетов известен россиянам по конструкциям, установленным в Перми. В 2011 году художник потратил 50 дней на создание двух композиций – Жук-скарабей» и «Черный Ангел». В ход пошли больше тысячи старых автомобильных покрышек и свыше трех тысяч саморезов. Работа начинается с изготовления металлического каркаса, которому художник придает очертания будущей скульптуры.

 

«Идея создать скульптуру «Скарабей» родилась спонтанно: я увидел в степи маленького жука, который катит перед собой огромный шар. Для меня это символ современной цивилизации, которая сегодня не столько создает новые, сколько перерабатывает многовековые культурные ценности», - объясняет автор. «Черный ангел» представляет собой замурованный в покрышки автомобиль BMW.

 

 

В центре внимания художника и скульптора Ербосына Мельдибекова оказываются общественно-политические вопросы. Посредством творчества он исследует исторические и современные особенности развития Средней Азии. Ербосын не ограничивает средства художественной выразительности определенным набором – создает инсталляции, перформансы, видео, снимает фотографии. «Наверное, искусство – единственная область, где изменения поощряются и необходимы. Я в принципе не могу делать одно и то же, у меня даже проблемы в банке, поскольку моя подпись все время меняется. Возможно, я художник потому, что не могу повторять одно и то же», - рассказывает Ербосын на страницах портала rossirossi. Его часто называют политическим художником. Сам автор объясняет появление этого определение увлеченностью изучением мотиваций, которые толкают людей что-либо делать.

 

 

Уроженка Казахстана Алмагуль Менлибаева тоже поднимает вопрос глобализации и стремления азиатского мира слиться с общемировыми течениями, быть «своим». В частности, речь идет о переезде казахов в другие страны. Сама Алмагуль тоже входит в эту категорию – она уже давно проживает в Европе. «Я делаю работы о Казахстане, живя за границей, то есть, совершив «культурный исход», потому что в нашей стране мне скучно и тесно, я хочу работать на международных площадках, и мне кажется, у меня есть для этого потенциал. Если говорить о материале, то, по моему мнению, в Казахстане он более драматичный, конфликты у нас выглядят острее и отчетливее», - делится художница в интервью сайту and. Алмагуль также предпочитает постоянно менять формат работы, обращаясь то к традиционной живописи, то изучая видео-арт, то прибегая к перформансам. Сама художница определяет жанр, в котором работает, как панкромантический шаманизм, «где древние традиции и мистические законы казахского искусства совмещаются с раскованными поисками панков,  которые, конечно, знают о трансавангарде, но не хотят вплетаться в какое-либо направление, а используя свой индивидуальный опыт, делают только то, что им интересно».