Современное искусство: 10 правил восприятия

Много разговоров о сущности и ценности современного искусства. Кто-то относится к нему с пренебрежением, другие восторгаются, третьи избегают по своим личным мотивам. Все это сопровождается попытками понять, что же представляет собой это понятие, и почему некоторые галереи современного искусства в мире по посещаемости не уступают музеям, пропагандирующим искусство классическое. Аналитический склад ума, свойственный людям наших дней, заставляет везде искать подвох, пытаться углубиться и дойти до основополагающего зерна.

Если говорить о современном искусстве, то вопросов возникает очень много. Начать хотя бы с представления о том, какой период времени включает это понятие. Ведь Сальвадор Дали и Пабло Пикассо – тоже современное искусство, а не только то, что создают сегодня, например, художники, работающие в графических программах с применением высоких технологий. Более того, совершенно необязательно, что современное искусство непонятно для восприятия или же таит в себе неизведанные пласты смыслов. Зачастую все в точности до наоборот, о чем на в статье The Village рассказывает художественный критик, доцент факультета искусств МГУ Андрей Ковалёв: «Современное искусство гораздо проще, чем то, что висит в Лувре. Меня шесть лет учили, и то я до конца не все понимаю, что там нарисовано. Вот вы уверены, что понимаете «Ночной дозор» Рембрандта? Три четверти искусствоведов не видят в «Ночном дозоре» главный сюжет — этот свет, который льется неизвестно откуда. Его видят только суперпрофессионалы. А кто видит снег в «Боярыне Морозовой»? Искрящийся, чуть запачканный снизу снег. Секрет в том, чтобы больше смотреть. Для того чтобы понять этот снег, нужно посмотреть сто тысяч картин, а для того чтобы понять, что значит старый башмак — всего лишь прочесть сопроводительный текст».


Возможно, мы сами усложняем то, что изначально понятно как «дважды два». И, действительно, зачастую сам художник дает объяснение своему произведению. Например, миллионы людей ищут второе дно «Черного квадрата», который сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее, пытаются уловить метафоры, аллегории, потайные культурные коды. Чтобы найти ответ, нужно окунуться в исторический контекст, понимать причину возникновения супрематизма, попробовать оказаться на месте художника и поставить этот смелый эксперимент. Как точно определяет роль «Черного квадрата» критик и основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа в газете «Речь» от 9 января 1916 г. : «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер». Ключевой момент – момент отрицания общепринятых канонов и отстранение от попыток воспроизвести то, что тебя окружает. Мир, который создает художник- супрематист на холсте, далек от того, что мы видим ежедневно, он лишен привычной эстетики, а потому вызывает много вопросов. «Если художник-дикарь изображал дерево и старался подойти к его совершенной копии, то техник срубал его и творил из него стул, лавку, строил дом. В искусстве изобразительном нужно было следовать подобно технике, тогда мы избегали бы подражания и не было бы искусства подражания, а было бы искусство творчества», - писал Казимир Малевич. 




Или же обратимся к Рене Магритту, который утверждал, что он изображает не сами предметы, а только их идеи. «Знаменитая трубка. Как люди упрекали меня за это! И, тем не менее, может ли это быть трубкой? Нет, это всего лишь представление о ней, не так ли? Так что, если бы я написал: «Это трубка», я бы солгал!». Удивительно просто! Достаточно прислушаться к самому художнику, чтобы приблизиться к сути. 




Продолжая заявление Малевича об отсутствии в искусстве эстетики, польские эксперты Лешек Карчевский (Музей искусств в Лодзе) и Малгожата Людвисяк (ЦСИ Замок Уяздовский) на лекции для украинских специалистов озвучили, а artchive.ru опубликовал один из основных тезисов: «Современное искусство не должно быть красивым. У него много других функций: подталкивать к размышлениям, провоцировать, шифровать эпоху для следующих поколений, создавать систему символов для анализа мира вокруг — но не украшать!». Кажется, таким образом можно отбросить в сторону еще одно убеждение, которое прочно сидит в голове: искусство не обязано радовать глаз, восхищаться своим изяществом.

Давайте попробуем составить список правил, которые помогут посмотреть на современное искусство под другим углом.

1. Не ищите гарантированной эстетики. Если она присутствует, это хорошо. Если нет – не ругайтесь, ведь это допустимо.
2. Хотя бы поверхностно изучите исторический контекст создания произведения – новые знания помогут многое понять.
3. Отлично – узнать информацию о художнике, почитать его заметки, интервью, дневники.
4. Еще лучше (возможно далеко не всегда) – спросить самого художника, прийти на открытие выставки, когда выступает искусствовед или беседу ведет автор экспозиции.
5. Не забывать, что ваше восприятие может существенно отличаться от восприятия других зрителей и самого художника. Это обусловлено как особенностями вашей нервной системы в целом, так и настроения в конкретный день.
6. Начинать с позитивного настроя вместо категоричных и скоропостижных заявлений «Мой ребенок нарисует лучше».
7. Допускать мысль, что все может быть проще, чем хотелось бы.
8. Больше и больше ходить по выставкам. Так вы поймете, нравится ли вам что-то конкретное или вас радует все. А, может, наоборот – не нравится все или не по душе что-то конкретное.
9. Не забывать, что временные и смысловые рамки современного искусства очень большие.
10. Быть открытым новому, дать искусству шанс быть понятым и принятым вами.