Шедевры в интерьере: Пабло Пикассо

Согласно опросу газеты The Times, общественность признала Пабло Пикассо самым выдающимся художником последнего столетия. Его произведения пользуются особым вниманием музейных похитителей. Автор более 20 тысяч произведений стал одним из самых дорогих художников современности. Как работал мастер, от кого он получал заказы и кто способствовал его творческому становлению?

 

Сергей Щукин и продвижение в России

Известный российский коллекционер познакомился с художником в Париже, когда второй, еще неизвестный широкой публике, находился в сложном финансовом положении. Предложение Щукина о сотрудничестве пришлось как нельзя кстати. «Техника Пикассо была для русского потрясением. Он купил два полотна, заплатив за них очень высокую по тем временам цену, и с тех пор стал самым надежным заказчиком», - вспоминает спутница Пикассо Фернанда. Шестилетнее сотрудничество с коллекционером позволило Пикассо подняться на ноги, снять собственную мастерскую в Париже. В России произведения кубиста не сразу были восприняты адекватно, однако волна критики в отношении выбора Щукина не отвернула коллекционера от интереса к Пикассо. Тем не менее, произведения, которые он заказывал для оформления своего дома, по достоинству не могла оценить даже жена Щукина. Да и сам меценат не сразу проникся творчеством французского мастера. Первая приобретенная картина Пикассо была вывешена отдельно от остальных художников, в коридоре. Однако вскоре, привыкнув к неординарности работы, украшавшей особняк, Щукин решил приобрести второе полотно Пикассо, а затем обнаружил в художнике «железный стержень, твердость и силу», и «подсел» на художника.  В результате в его коллекции собралось около 50 работ мастера - «Любительница абсента», «Старый еврей с мальчиком», «Портрет поэта Сабартеса», «Женщина с веером», «Фабрика в селении Хорта де Эбро» и другие произведения разных творческих периодов.

 

Сюрреалистический балет  «Парад»

Начало XX столетия в культурной сфере ознаменовано появлением и активной деятельностью Сергея Дягилева. Его «Русские сезоны» зачаровывают европейского зрителя. Именно в этот период, в 1916 году, писатель-сценарист Жан Кокто и композитор Эрик Сати предлагают Пикассо стать оформителем сюрреалистического балета «Парад». Работа над декорациями проходила в Риме, куда уезжает готовиться к постановке русская труппа под руководством балетмейстера  Леонида Мясина.

 

Дягилев не сомневался в провокационном характере «Парада». В итоге премьера, состоявшаяся  в мае 1917 года, породила громкий скандал. Русский балет обвинили в деморализации. Однако причастность к этому проекту способствовала подъему популярности Пикассо в широких кругах. Кстати, «Парад» был показан публике только один раз.

 

Мертвый Минотавр в костюме Арлекина

В 1936 году Пабло Пикассо согласился сделать занавес к спектаклю по драме Ромена Роллана «Le 14 Juillet» («14 июля»). На его создание художнику была предоставлена только неделя. Вместе с другом и живописцем Луисом Фернандесом он увеличивает до необходимых размеров созданную ранее художником оригинальную работу 1902 года. Персонажи, рожденные на стыке мифологических представлений и личных предпочтения Пикассо, размещаются на большом пространстве.

Тема, которую использовал художник при создании занавеса, не имеет прямого отношения к содержанию произведения Ромена Роллана. Однако она иллюстрирует вечную борьбу противопоставленных друг другу сил добра и зла. Тени «голубого периода» и отпечатки сюрреалистических пристрастий Пикассо – таким получился  «Мертвый Минотавр в костюме Арлекина».

 

В результате занавес несколько раз использовался по своему прямому предназначению,  а затем художник подарил его артцентру в городе Тулуза.

 

 

Падение Икара

В 1957 году Пикассо получил предложение расписать стену в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО. Художник не сразу согласился участвовать в этом проекте: «Мне уже давно не двадцать пять лет, это невозможно сделать», - заявил он. Однако в голове Пикассо, который противопоставлял подходы специализирующихся на настенных панно художников и собственные методы, начали появляться идеи воплощения заказного произведения, и через некоторое время он представил огромную композицию. Работа общей площадью около 100 квадратных метров размешалась на 40 панелях.  Название произведения – «Падение Икара» - дали уже сами заказчики, так как художник предпочитал не объяснять заложенные в картинах смыслы.

 

В сентябре 1958 года огромная картины, оборудованная специальным освещением, была помещена в просторный холл, на входе в главный зал заседаний.