Шедевры в интерьере: Каплеметатель Джексон Поллок

Нонконформист и радикалист, изобретатель «искусства движения» и «капельной живописи» Джексон Поллок (1912 - 1956) вошел в историю как один из самых влиятельных художников XX столетия. Он стремился к тому, чтобы «чтобы зритель видел в картине именно то, что она собой представляет - обнаженную живопись». Периоды творческого всплеска сменялись алкогольными погружениями, духовные подъемы – ярко выраженными депрессиями. Лидер абстрактного экспрессионизма считал необходимым полностью сливаться с картиной, что и послужило появлению новой техники, разрушающей классические представления о живописи. Принцип своей работы Поллок описывал как «dripping», а критики прозвали его «Джеком-каплеметателем». Все дело в том, что, творческие эксперименты и попытки найти комфортный и точный язык художественного выражения привели Поллока к «капельному» методу. Художник расстилал полотно на полу, а затем покрывал его стекающей из банки, ведра или с кисты краской. Капли, беспорядочно лившиеся на поверхность, Поллок впоследствии дорабатывал, придавая картине законченный вид. «Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то еще. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живет своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но, если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь», - рассуждал художник. Работая над картинами, Поллок погружался в транс, освобождал подсознание и отпускал свою фантазию в свободное плавание, танцую на полотне. При этом, как он сам отмечал, в искусстве не бывает случайностей, поэтому говорить о безыдейности и простоте его работ неуместно.

 

ФРЕСКА

 

 

История создания этой картины привлекла внимание режиссера Эда Харриса, снявшего в 2000 году фильм «Поллок», в котором сюжетная линия развивается вокруг работы художника над этим важным в его биографии полотном.

 

В 1943 году художник получает заказ на роспись стены в доме владелицы галереи Пегги Гуггенхайм. Изначально хозяйка предполагала разместить там фреску на штукатурке, но позже было решено использовать холст. Несколько месяцев Поллок, находясь в состоянии нервного срыва, не мог взяться за работу – он попросту не понимал, что ему делать с холстом. Внезапно заставшее художника вдохновение, 24 часа непрерывной работы, полотно размером 2,5 на 6 метров – и все, картина готова.

 

В 1951 году Пегги Гуггенхайм подарила «Фреску» университету Айовы, где она провисела до 2012 года, после чего отправилась на реставрацию в лос-анджелесский Центр Гетти. Специалисты изучили полотно с помощью инфракрасного излучения, провели работу по замене подрамника и в целом «освежили» ее. Затем в Гетти открылась большая выставка Поллока, на которой «Фреска» заняла ключевое место.

 

В 2009 году искусствовед Генри Адамс в ходе изучения картины обнаружил гигантскую подпись автора, составляющую основу композиции. Он высказал предположение, что Поллок сначала написал на холсте большие буквы, и уже вокруг них «строилось» остальное содержание.

 

Стоимость этой картины неизвестна, однако сумма ее страхования составляет 140 миллионов долларов. Власти штата предлагали руководству университета продать «Фреску» и обеспечить студентов бесплатным обучением, но получили отказ.

 

НОМЕР 5

 

Все сомнения о значимости этой картины развеивает материальная оценка – несколько лет назад она была продана на аукционе за 140 миллионов долларов, став одним из самых дорогих произведений искусства.

 

«Номер 5» - известная работа Поллока периода «dripping».  В период ее создания – 1948 год – он совершенствовал изобретенную им технику, психологическое объяснение которой кроется в увлечении трудами Фрейда и Юнга.

 

Любопытно, что в то время, пока другие картины Поллока выставлялись в нью-йоркских галереях и без труда находили покупателей, «Номер 5» лежала «в ящике». Ее показали,  когда аппетит публики «был подогрет». Это поспособствовало повышению стоимости работы. Американские СМИ сообщают, что изначально владельцем картины был медиа-магнат  Сэмюэл Ньюхаус. Затем она прошла путь через Музей современного искусства Нью-Йорка и частного коллекционера Дэвида Геффена (соучредитель кинокомпании DreamWorks) до мексиканского финансиста Дэвид Мартинес, который и отдал за шедевр 140 миллионов долларов.

 

«НИКАКОГО ХАОСА, ЧЕРТ ПОБЕРИ!»

 

Сегодня Поллок является одним из самых дорогих художников мира. Инвестиции в его работы являются выгодными и оправданными: приобретенные в конце прошлого века полотна за один миллион долларов сегодня уходят с  молотка за цену, выше в несколько раз. Особенно высока стоимость произведений, созданных в «капельный» период. Кстати,  исследователи современного искусства полагают, что формат работы Джексона Поллока лег в основу зарождения таких популярных сегодня направлений как перформанс и хэппенинг. Сам художник неоднократно объяснял, что его картины выверены и логичны. «Никакого хаоса, черт побери!» - возмущался он, слышав утверждения об обратном. «Техника – это средство достижения определенной цели. Когда я пишу, у меня есть ясная общая идея того, что я хочу сделать. Я контролирую распределение цветных пятен, здесь нет случайности…», - комментировал Поллок. Но не станем отрицать, что экспрессивный абстракционизм, зарождение которого связано с именем Джексона Поллока, - искусство ассоциативное, что обуславливает разделение критиков на два лагеря – принимающих его творения за шедевр и обвиняющих художника в непрофессионализме. Как сам Поллок отталкивался от бессознательного, так и зритель невольно обращается в свое глубоко спрятанное под скорлупой быта «я» с вопросом: близко ли мне это?

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ И МНЕНИЯ

 

В декабре 2014 года житель Нью-Йорка Джон Ре признался, что на протяжении некоторого времени продавал поддельные произведения Джексона Поллока. Незаконная деятельность позволила ему заработать около 2,5 миллионов долларов. Якобы эти средства понадобились ему для покупки подводной лодки. В апреле Ре вынесут приговор, ему грозит до 10 лет лишения свободы.

 

Фотограф Ханс Намут, однажды наблюдавший  за тем, как работает Поллок:  «Влажный забрызганный холст застилал весь пол… Стояла полная тишина. Поллок посмотрел на работу. Затем неожиданно поднял банку и кисть и начал передвигаться вокруг холста. Как будто он вдруг понял, что работа не завершена. Его движения, медленные в начале, постепенно становились быстрее и все более похожими на танец, он швырял черную, белую и ржавую краски на холст. Он совершенно забыл о том, что Ли и я присутствуем при этом, казалось, что он не слышит щелчков затвора объектива. Я снимал все это время, пока он увлеченно работал, возможно прошло полчаса. Все это время Поллок не останавливался. Как только у него хватало сил? После он сказал: «Вот и все».

 

Сальвадор Дали в «Дневнике гения» о Поллоке: «Романтик праздников и фейерверков, как первый ташист-сенсуалист Монтичелли. Он не так плох, как Тёрнер. Ведь он еще большее ничто». Несмотря на очевидную ноту иронии, само упоминание Поллока в работе Дали говорит о значимости его творчества. 

 

Дарья Малина