Шедевры в интерьере: Густав Климт

Австрийский художник Густав Климт – признанный при жизни гений. Современники увлеченно следили за творчеством мастера: для женщин было честью выступить в качестве модели, а богатые мужчины считали необходимым приобретать картины художника, чтобы впоследствии украсить ими интерьер своей квартиры. Это считалось показателем состоятельности и причастности к высокому, духовному, художественному. «Поцелуй», «Юдифь», «Золотая Адель» сегодня растиражированы в самых разных обликах: продаются как репродукции (в плакатных вариантах и на холсте), так и предметы домашнего обихода, на которых изображены фрагменты работ австрийского мастера. По мотивам его картин создаются скульптуры, вышиваются полотна из бисера и  мулине.

 

Рассмотрим наиболее известные работы «Золотого периода», прославившего Климта. Все, что создавал художник в это время, получалось сакральным – использование позолоты наполняло его творения особым смыслом, придавало композиции глубокое звучание. Золото становилось не просто роскошью материальной, но и символом высокого духовного предназначения картины.

 

Поцелуй

 

Это произведение художник писал в 1907-1908 годы. Рожденный на грани декоративного искусства и живописи, «Поцелуй» стал яркой карточкой «Золотого периода».

 

«Поцелуй» был написан, как и многие работы Климта, по заказу одного состоятельного человека. Молодой граф собирался подарить его своей возлюбленной. Образ девушки художник писал с медальона, который мужчина предоставил ему для работы. Заказчик хотел, чтобы на картине был изображен страстный поцелуй большой любви. На готовой работе он нашел лишь нежное прикосновение губами, и был удивлен вольности Климта, позволившего себе иначе интерпретировать первоначальную задумку. Но картина уже была готова, и мужчина подарил ее своей девушке именно такой, какой знаем ее мы – теплые объятия влюбленных на краю скалы. Мужчина и женщина на этом полотне словно сливаются в единый неразделимый образ, и в этой композиции больше страсти и силы, чем в изначальном варианте. «Поцелуй» стал символом нерушимости любовных клятв, повиновения и неугасаемых чувств. Девушка графа была настолько поражена таким шикарным подарком, что без раздумий согласилась стать его женой.

 

В некоторых источниках объясняется причина, по которой Климт сделал «Поцелуй» именно таким. Якобы художник, работая над полотном, сам влюбился в девушку с медальона. И, руководствуясь ревностью, изобразил не сам поцелуй, а его ожидание.

 

В противовес рассказанной выше истории, некоторые исследователи творчества Климта предполагают, что на этой картине изображен сам художник и его возлюбленная Эмилия Флёге. Однако, сравнивая лица героини картины и Флёге, понимаешь, что под этой догадкой нет основания.

 

Как бы там ни было, поклонники и критики творчества Климта, увидев «Поцелуй» единогласно признали картину лучшим творением «Золотого периода». 

 

В настоящий момент «Поцелуй» находится в Австрийской галерее.

 

Золотая Адель

 

История этой картины удивительна, как и она сама. Произведение было написано  по заказу венского промышленника Фердинанда Блоха. На нем изображена его супруга -  Адель Блох-Бауэр.

 

Блох был уверен, что между Климтом и его женой есть любовная связь. Чтобы свести их чувства на нет, он предложил художнику огромную сумму денег за написание ста портретов Адель. Промышленник надеялся, что после долгих совместных трудов Климт охладеет к женщине. Он также попросил художника освободить картину от присущего другим его работам эротизма. Полотно было готово в 1907 году и впоследствии размесилось в доме Фердинанда и Адель. Но на этом его история не заканчивается.

Согласно завещанию Адель, все картины Климта, которые находились в ее собственности, необходимо было передать Австрийской галерее. Однако по требованию национал-социалистов все имущество было конфисковано, а работы переданы в Галерею Бельведера. Много лет спустя наследница семьи Блохов Мария Альтман, которой в военные годы удалось уехать на постоянное проживание в США, узнала, что по завещанииюее дяди – мужа Адель Фердинанда Блоха – все имущество семьи должно остаться в руках потомков. На тот момент в живых осталась только Мария. После долгих разбирательств по решению Высшего Суда США Австрия была обязана вернуть пять картин Густава Климта, в том числе и «Портрет Адели Блох-Бауэр», законной наследнице — Марии Альтман. Она не собиралась забирать картины, но потребовала выплатить ей их рыночную стоимость – около 300 миллионов долларов.

 

Дальше судьба занесла «Золотую Адель» в «Музей австрийского и немецкого искусства». Именно ее владельцу Рональду Лаудэру Мария продала шедевр за 135 миллионов долларов.

 

Древо жизни

 

Появление этой картины связано с жизнью венского промышленника Адольфа Стокве. В 1904 году он занялся строительством большого особняка для своей семьи. Густав Климт, творчеству которого покланялся Адольф, был приглашен в качестве декоратора. На момент строительства дома супруги Стокве уже имели большую коллекцию предметов искусства. Климт постарался максимально вписать свои работы в существующий контекст. Совместные раздумья с архитектором особняка и эстетическое чутье Климта позволили органично дополнить интерьер фризом из девяти композиций, куда попали «Ожидание», «Древо жизни» и «Упоение».

 

Центральное место композиции занимает «Древо жизни» - завораживающее произведение, переполненное символами и метафорами, над которым Климт работал шесть лет (1905 – 1911 годы).

 

Эти картины по сей день находятся во Дворце Стокле в Брюсселе. Особняк, благодаря его владельцам, превратился в музей, в эпицентр скопления художественных  произведений. 

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

В 1880-е годы братья Густав и Эрнст Климт, а также их друг Фран Мач активно сотрудничали с архитектурным бюро Фелнера и Хелмера. Они получали многочисленные заказы на оформление интерьеров различных объектов, в том числе, театральных. Их произведения украшают театры во многих городах: Райхенберге (сейчас Ли-берец, Чехия), Карлсбаде (сейчас Карловы Вары, Чехия), Фиу-ме (сейчас Риека, Хорватия) и Бухаресте. В 1885 году по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» они расписали виллу «Гермес», где любила проводить свободное время императрица Елизавета.

 

В 1984 году Густава Климта попросили создать три картины для оформления потолка в здании Венского университета. Представление художника не совпало с ожиданиями администрации учебного заведения.  Его «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» не имели ничего общего с классическим представлением о торжестве наук. Художник сделал акцент на эротический подтекст, тем самым принижая учение как таковое. Восемьдесят семь профессоров университета написали письмо в Министерство образования, в котором обвинили Климта в том, что он «выражает неясные идеи с помощью неопределенных форм». Они потребовали отказаться от заказа, что впоследствии и произошло. После художник продал работы частным коллекционерам.

 

Юный Адольф Гитлер, увлекавшийся живописью, однажды принес на суд уважаемого им Густава Климта свои работы. Художник дал им положительную оценку, чем будущий фюрер очень гордился. Именно эта история в годы войны спасла «Золотую Адель» от уничтожения. 

 

Дарья Малина