Саунд-арт: звуковые инсталляции – тенденция современности

Саунд-арт – относительно новое явление в мире искусства. Отчасти по этой причине его содержание еще не определено до конца, что в свою очередь затрудняет вопрос изучения этого направления. Чем саунд-арт отличается от музыки? Идентично ли его содержание содержанию звуковых инсталляций? Пока теоретики пытаются ответить на эти и другие вопросы, художники активно внедряют звуки в арт-проекты, отдавая им право ведущей роли, оставляя визуальную составляющую на заднем фоне.

 

Таковые есть и в нашей стране. Например, творческое объединение TUNDRA представляет собой команду видеохудожников, музыкантов, звукоинжинеров и программистов. Все вместе они исследуют сочетание звуковых и визуальных  образов и их влияние на эмоциональное состояние человека.  

 

Аудиовизуальная инсталляция «Пустота» отчасти представляет собой социальный эксперимент. Посетитель попадает в комнату, лишенную каких-либо предметов. Он видит лаконичный видеоряд и слышит звуки. Важное условие – необходимо стоять неподвижно, в противном случае изображение и музыка поменяют ход движения, и зрителю придется заново ждать апогея пустоты, к которому стремились авторы. «Пустота – это исходное состояние, в котором начинает что-то происходить. Чтобы увидеть, как темная комната превращается в эпицентр большого взрыва, посетитель должен стать «пустым», - рассказывают они.

 

 

Проект «Мой кит» напоминает место для релаксации. Потолок помещения, в которое попадает зритель, имеет купольную форму. Картинка на нем переливается подобно калейдоскопу, завораживая и окутывая посетителя. Все это сопровождается аудиорядом. Инсталляция разместилась в отремонтированном корабле «Брюсов»  на Москва-реке и открыта для посетителей каждый вечер.

 

 

Подробнее ознакомиться с творчеством коллектива можно на сайте TUNDRA.

 

Швейцарский саунд-арт художник Zimoun с помощью самых простых материалов и самых сложных технологий создает аудиально-визуальные инсталляции высокого класса. «Каждая работа, будь то масштабный архитектурный проект или отдельный небольшой объект, служит погружением в очищенный от лишних деталей мир, где наши органы чувств сосуществуют в полном равноправии. Множество электрических моторчиков приводят в движение незамысловатые конструкции, которые складываются в выверенные сложные композиции. Мы можем ощущать вибрации от этого движения, мы видим рождение настоящего, живого звука. Художник тщательно выстраивает связь между объектом и пространством, поддерживая баланс пустоты и ее наполненности. В тонком отношении инструментов и поверхностей есть гармония искусственного и органического, индустриальных ритмов и хаотических сил жизни», - наиболее точно описывает его деятельность портал Cablook.

 

 

Художник обращается к внутреннему миру зрителя, дает импульс для безграничных фантазий и интерпретаций. Автор отказывается от подробных комментариев о процессе создания той или иной композиции, на его сайте отсутствует развернутая описательная часть. Его задача – оставить зрителя наедине с инсталляцией, которая подталкивает к размышлениям и поиску ответов. Кто-то может найти подсказки от автора, другие – отпустят свое бессознательное и с легкостью примут загадочный посыл. Zimoun сталкивает в одном пространства упорядоченные формы искусства и хаос непредсказуемого потока жизни. В 2003 году вместе с другими художника он запустил портал Leerraum.ch, собирающий единомышленников, которые изучают взаимодействие языков искусства и различных форм его проявления.

 

 

 

Посмотреть, над чем еще работает художник, можно на его персональном сайте.

 

Немецкий художник и электронный музыкант Карстен Николай (Carsten Nicolai) поразил  зрителей 50-метровой инсталляцией Unidisplay. Зеркальные стены превращают установку в бесконечно повторяющиеся элементы. Абстрактные формы, которые окружают посетителя выставочного пространства, являются визуализацией двух понятий – «звук» и «время». Динамика инсталляции возможно благодаря специально внедренному программному обеспечению.

 

 

Другой необычный проект звукового художника – «α (alpha) pulse». Фантастическая задумка автора была реализована на выставке современного искусства Art Basel в Гонконге. Различные узоры пульсировали на фасаде центра торговли высотой 490 метров. Словно маяк, башня привлекала внимание жителей, в то время как художник пытался уловить степень влияния импульсов на состояние людей.

 

 

Молодой самарский художник Евгений Чертоплясов  решил доказать зрителям, что на выставке визуальная составляющая может уступить главенствующую роль музыкальной части. Его проект ЕPharmaconcert описывается как «редкий пример оригинальной работы со звуком в российском современном искусстве, соединяющий наследие концептуальной школы с новыми технологиями. Работа представляет собой сложный интеллектуальный узел. Она зависает между советской научной документалистикой, традицией концептуальной тотальной инсталляции и авангардными практиками смещения границ разных видов искусства». Чертоплясов придумал специального персонажа, ученого Живокоста Окопника, который проводил эксперименты со звуком, пытаясь нащупать новые механизмы воздействия на человеческое сознание. Художник наслаивает друг на друга не только музыкальные мотивы, но и пласты времени, сплетая все в единый узел вне времени и пространства. Прошлое, настоящее и будущее объединяются в общую точку, в качестве которой выступает профессор Окопник.

 

 

Саунд-арт по своей сути имеет больше схожих признаков с выставочными статичными проектами, нежели с перформансами и хэппенингами.  Однако определить его точное место в мире искусства в настоящий момент сложно.

 

«Мы все еще думаем о музейных галереях, как о галереях девятнадцатого века. То есть примерно так: «Как мы это развесим на стенах, как будет с подсветкой?» Но никто ничего не знает о звуке в галерее - как именно вы повесите динамик, как вы настроите его звучание в зал. В музейном мире не существует таких знаний и такого опыта. Все больше и больше музеев обзаводятся комнатами для прослушивания аудиозапией - типа гостиной, но еще много изменений должно произойти, прежде чем мир искусства будет готов представить и принять звук как искусство».


- рассуждает Кристиан Maрклей, американский художник, прославившийся благодаря своим перформансам с использованием виниловых пластинок, пионер такого музыкального направления, как turntablism.