Самые известные иллюстрированные издания Библии: Карольсфельд, Маклин, Доре, Дали

Благодаря стараниям  и неуемным амбициям продавца графики Томаса Маклина (1752/3 – 1800) мир получил величайшее  наследие английского графического искусства 18 века – «Библию Маклина». Это издание представляет собой без преувеличения грандиозный проект. Чтобы содействовать «славе английской школы живописи и графики» и в «интересах нашей святой религии» Маклин привлекает лучших художников и граверов к иллюстрированию самой большой по размеру Библии.

 

Среди авторов, согласившихся на сотрудничество, Джеймс Де Лутербург, Джон Опи, Бенджамин Уэст, Томас Стотард, Мария Анна Ангелика Кауфман, Уильям Гамильтон, Генри Фюзели, Джошуа Рейнолдс. Процесс работы иногда усложнялся проблемами финансирования – Маклин влезал в долги, чтобы осуществить задуманное. При этом еще до начала реализации проекта он организовал предварительную подписку на свое издание и, благодаря рекламе и широкому обсуждению, на публикацию подписались 703 человека. Среди них – члены королевской семьи и сам король.

 

 

Изготовление первых гравюр пришлось на 1791 год. Для этого Маклин выбрал типографию Томаса Бенсли. Процесс вышел к финалу в 1800 году – 20 октября работы завершились, а через пять дней  Томас Маклин умер. Издание по-прежнему признается в Великобритании самым амбициозным, и до сих пор остается вне конкуренции.

 

Главной работой представителя немецкого романтизма  Шнорра фон Карольсфельда (1794 -1872) стало издание «Библия в картинах» («Die Bibel in Bildern»). Книга вышла в свет в 1850-е годы в разных уголках Германии и сразу принесла славу своему создателю. Издание содержит 240 работ, в которых автор, опираясь на живопись итальянских мастеров, стремится к академизму и четкости. Художник отходит от достоверности и детальной проработки образов, поэтому лица на его иллюстрациях имеют схожие черты, как и одеяние героев. Можно сказать, что его персонажи и окружающее их носит условный характер.

 

 

«Несомненно, гравюра на меди или на стали допускает более совершенное исполнение, более тонкое оттенение, более нежное моделирование, чем гравюра на дереве. Однако я не думаю, что это особенно важно для произведения, за создание которого я взялся. Что невозможно изобразить сильными, свежими штрихами, пусть остается неотображенным. Произведение это должно стать популярной книгой в полном смысле слова и сильными, свежими линиями отображать Священную историю мира для народа. Гравюра на дереве является для этого самым подходящим способом», - объяснял художник выбор техники исполнения.

 

 

Величайший иллюстратор 19 века, чей живописный талант оставался в тени, Гюстав Доре (1832- 1883), создал более восьмидесяти тысяч рисунков к самым ярким произведениям мировой литературы: «Божественной комедии» Данте Алигьери, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Дон Кихоту» Сервантеса, сказкам Шарля Перро и др. Особое место в его творческой биографии занимает Библия.

 

На иллюстрирование Священного писания художник потратил два года (1864-1866). Бесконечная череда эскизов, зарисовок, набросков – все ради поиска самых точных и глубоких образов. К своему удивлению Доре обнаруживает, что некоторые библейские сюжеты перенести в изобразительную параллель невозможно, поэтому автор останавливается на ключевых событиях. В итоге издается книга с 230 иллюстрациями, 152 из которых относятся к  Ветхому завету, 78 - к Новому. При этом несложно заметить принципиальную разницу между двумя частями книги в интерпретации Доре: в первом случае мы наблюдаем важную роль природных явлений, на фоне которых разворачивается действо, во втором же художник концентрирует все внимание на персонажах истории.

 

Библия с иллюстрациями Доре, несмотря на неоднозначную реакцию его современников, впоследствии стала одно из самых часто переводимых и переиздаваемых по всему миру.

 

 

Самая необычная трактовка библейских сюжетов на страницах книги, безусловно, принадлежит известному сюрреалисту Сальвадору Дали (1904-1989). С предложением проиллюстрировать Священное писание к художнику обратился итальянский миллиардер Джузеппе Альбаретто. Может показаться странным, но представители церкви не были против того, чтобы визуальным оформлением нового издания Библия занялся столь непредсказуемый художник-экспериментатор. Видение Дали отличается от его предшественников, иллюстрирующих Писание: не отказываясь от собственного, наработанного к тому моменту стиля, автор переворачивает классическое понимание библейских сюжетов, открывая их для зрителя новыми гранями. Дали сам выбирал истории, над которыми работал. В итоге в издание попали 105 изображений, выполненных в разных техниках. Права на воспроизведение иллюстраций Сальвадора Дали были приобретены концерном Бертельсманн непосредственно у собственников литографий — итальянского коллекционного дома Альбаретто.