Редзи Икеда: формула абсолютной эстетики

Все, что нас окружает, имеет видимые границы. Так ли это на самом деле? Где предел этих сковывающих наше мировосприятие рамок?  Искусство дает нам понять, что мир гораздо глубже, сильнее и удивительнее, чем его обозримая оболочка, которая привычна и обыкновенна. Но и внутри искусства границы становятся все более расплывчаты, а творцы отказываются от определений, стилей, направлений. Так, японец Редзи Икеда (Ryoji Ikeda) более известен как музыкант, заметный представитель минимализма. Но, поднимаясь на эту музыкальную вершину, внезапно соскальзываешь – лавина  ассоциаций, условностей, закономерностей и символов уносит тебя в пучину космоса Икеда.

Икеда – это удивительное слияние всего того, без чего современное искусство не может существовать: электронная музыка, видеоарт, инсталляции. Как вместе, так и по отдельности каждое из этих направлений в творчестве японца, которые ныне проживает в Нью-Йорке, достигает высочайшего уровня мастерства. Он может поразить любого, даже самого продвинутого, эрудированного зрителя. Икеда – это явление, удивительное и сложное. Он находит звук там, где его, казалось бы, не должно существовать. Он создает музыку, которая с трудом укладывается в привычные формы этого понятия.

 

Первые значительные открытия в области концептуального искусства Икеда сделал будучи членом художественного союза Dumb Type. Позже началась его сольная карьера, основанная на опыте, полученном в процессе работы в коллективе.

 

В 2008 году Редзи Икеда приезжал с концертом в Санкт-Петербург. То, как он воздействует на зрителя,  метко описал на портале  Lookatme  один из свидетелей события: «На концерте он представил видеоряд, который практически полностью состоял из черно-белых линий, двигающихся и мерцающих синхронно со звукорядом. Музыку же его можно описать словом «нервная»: генераторный гул или низко/высоко-частотные синусоиды внезапно прерываются громкой шумовой долбежкой и т.д. Самое удивительное, что его выступление захватывает зрителя полностью и воспринимается как триллер: от неожиданных звуковых контрастов и варьирования громкости по спине пробегает холодок».

 

Ниже представлен фрагмент одного из проектов Икеда - The Transfinite (Несчетное множество). Он состоит их трех одинаково важных компонентов – звука, света и математических формул. С помощью проекторов на стену и пол большого зала выведено изображение, которое представляет собой разложенную на полоски и цифры музыку Икеда.

 

Эта сложная для восприятия картинка, дополненная звуковыми эффектами, дает полноценное представление о творчестве Редзи. Он гипнотизирует зрителя, не оставляя возможности остаться пассивным наблюдателем.

 

 

«По моему убеждению, математика – это самое красивое из того, что есть в мире! Числа, величины и формы являются совершенными вне зависимости от того, как мы их воспринимаем, какие смыслы в них вкладываем. При помощи математики мы сталкиваемся с бесконечностью Вселенной, мысли о которой заставляют нас открыть от удивления рот. Мой проект исследует несчетное множество пересечений, которые возможны между такими полярными вещами как красивое и возвышенное, музыка и математика, перфоманс и инсталляция, композитор и художник, автор и публика, черное и белое, ноль и единица», - такое объяснение дает художник.

 

 

В качестве временной экспозиции проект Икеда был представлен в Берлинском музее современного искусства. Фото-аудиальная инсталляция db – это две комнаты, одна из которых абсолютно белая, другая – черная. Белое пространство заполняет гудящий звук, а в центре черного расположен прожектор, освещающий путь в маленькую белую комнату.

 

 

 

Еще одно видео для наглядности. Проект под названием Data.anatomy реализован совместно с конструктором Mitsuru Kariya. Это – «анатомия» автомобиля Honda Civic, созданная из чертежей и  превращенная в произведение искусства.

 

 

Икеда для одного – абсолютная эстетика. Для другого – набор диких звуков. Этот феноменальный герой современного искусства провоцирует на эмоцию любого, кто хоть однажды нажал на «плэй», увидев в строке Ryoji Ikeda. Он запускает мыслительный процесс и неибезжно подводит к единой формуле мира и искусства в нем - формуле глубокого одиночества.