Рафаэль Виньоли: рациональность и гармония в современной архитектуре

Уроженец Уругвая воспитывался представителями интеллигенции – его мать была учителем, а отец посвятил жизнь театру. Первым серьезным увлечением будущего гения стала музыка, которая и по сей день занимает большое место в его личном мире – Виньоли играет на рояле в своем офисе ежедневно. В интервью порталу archi.ru он рассказывает о различиях архитектуры и музыки, отмечая:  «Единственное, что их связывает – это миссия в достижении композиции и построении хронологической последовательности событий от одного момента к следующему. С этой точки зрения архитектура и музыка идентичны».

 

Неудивительно, что уже в возрасте 20 лет Виньоли стал одним из основателей архитектурного бюро Estudio de Arquitectura – крупнейшей студии в  Латинской Америке. После переезда в США, архитектор занялся преподавательской деятельностью, но вскоре вернулся к творчеству - открыл дизайнерскую студию Rafael Vinoly Architects PC.

 

Мировую известность Рафаэлю Виньоли принес масштабный проект, реализованный в Японии. Речь идет о комплексе Международного форума Токио, построенном в 1996 году.  Здание внушительных размеров располагает широкими возможностями для проведения мероприятий различного характера – большой зал на 5012 посадочных мест, выставочное пространство (6000 квадратных метров), торговые площади, офисные помещения, театральная зона, а также рестораны и кафе. Стекло, используемое для облицовки здания, превращает Форум в гигантский корабль – огромный атриум напоминает сложноустроенное морское судно. Между двумя блоками здания, соединенными мостиком, расположена широкая гранитная площадь. Заметно контрастируя с окружающей архитектурой, Форум превращается в точку притяжения. На реализацию проекта ушло около двух миллиарда долларов.

 

 

Филадельфийский центр Кимелла, построенный по инициативе мэра города Эдварда Рендэлла в 2001 году, назван именем человека, выделившего на его строительство 30 миллионов долларов при общих затратах в 265 миллионов. На высоте 50-ти метров возвышается стеклянный свод, в основе которого – кирпичная конструкция. Интуитивное понимание сочетаемости различных стилей между собой позволяет Виньоли создавать нетрадиционные объекты, формировать свой особенный почерк. Обратной стороной этого дара становятся противоречивые отзывы.

 

 

Так, широкий общественный резонанс и интерес критиков вызвал небоскреб 20 Fenchurch Street в Лондоне, спроектированный Виньоли. Огромное изогнутое здание многие нашли нелепым и даже уродливым, другие же – в их числе сотрудники расположенных там офисов – подчеркнули его функциональность и шикарные виды, открывающиеся из него.  37-этажное здание поднялось над городом на высоту 160 метров, а его строительство обошлось в 200 миллионов фунтов. В народе небоскреб именуется «walkie-talkie», что означает «рация». Против здания сыграла его стеклянная облицовка и причудливая форма – поверхность фокусирует солнечный цвет внизу, тем самым в буквальном смысле сжигая то, что там находится. Один из жителей Лондона в шутку проводил эксперимент, в ходе которого пытался приготовить яичницу на месте, где отражаются лучи. Шутки шутками, но авторам проекта пришлось «затемнить» стекла, чтобы предотвратить нежелательные последствия.  

 

 

Проекты ста конкурентов удалось обойти студии Rafael Vinoly Architects в конкурсе на застройку квартала в английском городе Колчестер. Так появился Центр визуальных искусств площадью почти 4000 квадратных метров. Стеклянный вход, расположенный под ассиметрично выступающей вперед крышей, покрытые алюминиево-медными панелями золотистого цвета фасады в сочетании визуализируют представление и богатстве и легкости одновременно. В здании разместили огромное выставочное пространство, торговую зону, залы для просмотра фильмов и проведения презентаций, а также учебные аудитории и ресторан.