«Прачка»: самая дорогая картина Анри де Тулуз-Лотрека

Личный ценовой рекорд французского художника Анри Де Тулуз-Лотрека в 2005 году установила картина «Прачка». До продажи на нью-йоркском аукционе Christie's она находилась в частной коллекции Бетт и Нисона Харрисов. Наследники собрания приняли решение дать полотну возможность уйти с молотка. Новый владелец «Прачки» заплатил за нее 22,4 миллиона долларов.

 

Точный год написания полотна в доступных источниках не указывается – в биографиях встречается временной период от 1884 до 1890 года. Героиней картины стала молодая девушка, которая делает перерыв в тяжело работе и смотрит в окно. На ней объемная белая рубашка и широкая коричневая юбка. Непослушный локон волос прячет от зрителя глаза героини. Тяжело опираясь на стол, девушка смотрит перед собой, но что открывается перед ней – остается загадкой. Эта работа относится к доплакатному периоду творчества Тулуз-Лотрека. Внимание к личности с ее темными и светлыми сторонами уже тогда становится отличительной чертой художника, поэтому «Прачка» превращается в законченный образ с ярко выраженной собственной энергетикой. Позировала художнику Сюзанна Валадон – дочка прачки, которая из-за травмы была вынуждена отказаться от карьеры цирковой акробатки. Она неоднократно становилась моделью, и нередко любовницей других известных художников того времени - Пьера Пюви де Шаванна, РенуараДега. Впоследствии, под покровительством Дега и Тулуз-Лотрека, она сама начала писать картины и сумела занять особое место в творческом мире Парижа.

 

На момент продажи «Прачки» эксперты отмечали особый интерес современных коллекционеров к творчеству импрессионистов и постимпрессионистов, что обеспечивало рост продаж работ Тулуз-Лотрека, Моне, Сезанна и других представителей того периода.

 

При жизни к творчеству французского художника относились неоднозначно. Даже отец уже покойного мастера граф Альфонс сказал: «Я считаю, что они (прим. произведения) большей частью небрежны... Только потому, что художника уже нет в живых — пусть даже это мой сын, — я не могу восторгаться его топорной работой, которая свидетельствует лишь о его горячем темпераменте». Тем не менее, сегодня его художественное наследие оценивается как одно из самых больших по количеству и одно из самых разнообразных по техникам и жанрам.