Потребление культуры: зачем нам искусство?

Культура представляет собой, как и результат любой другой деятельности,  продукт. Осознаем ли мы, что становимся потребителями культуры, покупая новую книгу, посещая театральную постановку или изучая музейные экспонаты? Этот  процесс изучали и анализировали философы прошлого. Первым понятие «общество потребления» употребил немецкий социолог-фрейдомарксист Эрих Фромм. Внедрение этого определения спровоцировано многочисленными изменениями в устройстве общества начала XX века: сокращение продолжительности рабочего дня – появление свободного времени; увеличение среднего дохода; развитие индивидуализма.  Высмеивание такого общества вы найдете в художественной литературе: «Поколение П» Виктора Пелевина, «99 франков» Фредерика Бегбедера и др.

 

Если исходить из того, что произведения искусства несут в себе не только эстетическую, но и образовательную составляющую, то можно смело заявить: потребление культуры – высшее из всех видов потреблений. Но почему так важно не оставаться в стороне, быть активным участником этого процесса?

 

«Когда речь заходит о культуре в целом и художественной культуре, в частности, то конечно, имеется в виду и главный продукт культурного производства — производство смыслов, и такая важная сфера деятельности, как создание культурных кодов, ценностей, образцов — всего того, что можно назвать культурной аутентичностью. А еще сохранение прошлого — базовых мифологем, стереотипов, представлений, приоритетов, моделей жизни. И то, что можно считать одной из важнейших функций культуры, — моделирование реальности и моделирование будущего», - объясняет главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей на страницах портала «Отечественные записки».

 

Говоря о семиотической составляющей, сложно не заметить, что среди всего окружения вам будет проще найти точки соприкосновения и темы для разговора с теми людьми, которые располагают схожими с вашими культурными кодами. Есть, безусловно, наиболее массовые коды, и есть узконаправленные. В первом случае можно упомянуть сказки, которые родители читали всем детям советского и постсоветского пространства. Вторая категория носит более элитарный характер, не имеющей целью объединить миллионы. И именно в этом происходит культурная идентификация каждого из нас.

 

Мы уже рассуждали о том, что понимание финансовой ценности продукта культуры связано с появлением поп-арта и его основоположником Энди Уорхолом. С тех пор стоимость этих продуктов растет. Потребителю становится все сложнее понимать, за что он платит деньги и определить, что является искусством, а что нет. Однако и в этом вопросе найдется объяснение. Все зависит от того, что ждет потребитель от продукта культуры – развлечений, поводов для раздумий, открытий, удовлетворения эстетических потребностей. В эпоху индивидуализма и постмодернизма каждый из нас формирует свою культурную «потребительскую корзину». Даже глубоко убежденному «гурману» тяжело удается избегать веяния моды, влияния всепоглощающего Интернета – подобно человеку древнего мира, безусловно принимающего существующие в его обществе ориентиры, мы оказываемся перед выбором, а сам выбор и есть главная характеристика современности.

 

Творец, автор того или иного произведения, закладывает в продукт своего труда информацию, которую зритель/читатель/слушатель считывает на разных уровнях – интеллектуальном, эмоциональном. Мы примеряем на себя условия, созданные автором, сопоставляем с личным опытом, анализируем, принимаем или отторгаем. Однако в любом случае потребитель испытывает эмоции, а какой они носят характер, зависит от внутренних особенностей каждого из нас и созвучности с автором произведения. Отсюда мы приходим к вопросу – может ли искусство быть «хорошим» или «плохим», если решающим фактором становится субъективность его восприятия? Любой автор находит своего потребителя. Наличие объективных характеристик, формирующих качество продукта культуры, в данном случае не работает стопроцентно. Если мы говорим о материальном, бытовом продукте человеческой деятельности, то понимаем, что, например, холодильник должен обладать определенными качествами и ориентируемся на них при покупке товара. Когда речь заходит о предмете искусства, мы руководствуемся другими критериями, которые зачастую выходят за область рационального, не имеют отношения к практичности. Искусство транслирует уже существующие идеи, наделяя их новыми смыслами и оттенками, и именно за это мы готовы отдавать деньги. Качественный продукт искусства, обладающий высокими техническими характеристиками, может кого-то привести в восторг, а другого – оставить равнодушным. Также как и отсутствие этого качества может вызвать самые разнообразные реакции.

 

Что же делать? Как разобраться во всем многообразном потоке продукции культуры? Принять правила игры, диктуемые авторами и вступать в диалог. Наполнять свою культурную «продуктовую корзину» тем, что дает вам смыслы, позволяет смотреть на вещи под новым углом, формирует в вас уверенность, расширяет ваши интересы, обогащает опыт.