Понять непонятное: загадочная абстрактная живопись

Как выстраивается диалог между зрителями и представителями абстракционизма в искусстве? Несоответствие реальности порождает вариативность трактовок изображений на холсте. В абстрактной живописи,  как и в любой другой, нет случайностей – каждую фигуру и каждый цвет художник наполняет определенным смыслом. Но готов ли зритель предпринять попытку понять посыл?

 

Один из главных теоретиков абстракционизма и величайший художник Василий Кандинский дает следующую характеристику: «Абстрактное искусство создаёт рядом с реальным новый мир, с виду ничего общего не имеющий с действительностью. Внутри он подчиняется общим законам космического мира. Так, рядом с миром природы появляется новый мир искусства, очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое абстрактное искусство называть конкретным искусством».

 

 

Художники – абстракционисты загоняют зрителя, привыкшего к понятным классическим произведениям, в  тупик. Человек не может разобраться, что изображено, зачем и почему «это» называется искусством. Марк Сартан в работе «Трудности восприятия и понимания живописи авангарда» пишет, что человек «подходит к живописной работе с тремя критериями, будто измеряет ее тремя линейками: на одной написано «Подобие», на другой «Красота», на третьей «Мастерство». Живопись художников начала XX века оценить по этим критериям, действительно, практически невозможно.

 

Если исходить из представления о том, что любой художник копирует реальность, создает на основе существующих видимых образов свой мир, то абстракционист идет дальше -  отказываясь от подражания внешним характеристикам предметов, он пытается найти суть или идею, которая, согласно Платону, в любом случае не может быть достоверно отражена в человеческом мире. Итак, художник отказывается от копирования формы в пользу демонстрации идеи. Будучи педагогом в Баухаусе, в рамках образовательного курса «Аналитический рисунок» Кандинский доносил до учащихся схожую мысль – необходимо проникать в суть вещей.

 

Вот какой позиции относительно этого вопроса придерживается американский художник Стюарт Дэвис: «Искусство не является и никогда не было отражением природы. Любые усилия иллюстрировать природу обречены на провал. Абстрактные художники никогда не будут пытаться скопировать некопируемое, они пытаются основать материальную осязаемость, которая образует постоянный архив внушенных природой идей и эмоций».

 

 

 

Такое искусство предлагает зрителю абстрагироваться от окружающих нас предметов жизни, заглянуть за оболочку, изучить идею, которая является главной составляющей абстракционизма.

 

«Та картина наиболее достойна похвалы, которая больше всего походит на предмет, подлежащий подражанию», — говорил в свое время Леонардо Да Винчи. Но эта эпоха сменилась, произошел скачек в миропонимании и позиционировании искусства.

 

Восприятие любого художественного произведения зависит от желания зрителя найти ключи, открывающие послания автора или стремления ориентироваться в культурных кодах. «Человек, который чувствует живопись, будет чувствовать ее и в искусстве Возрождения, и в абстрактном искусстве. Человек, видящий предмет, не оценит живописи как таковой ни в искусстве Возрождения, ни в абстрактном искусстве», - рассуждает историк изобразительных искусств Эммануил Нирмал.

 

Немецкие искусствоведы, например, в лице Карла Леонгарда называют абстрактное искусства абсолютным, говоря о том, что только в таком виде оно постигает само себя. Игру с цветом и формой в отсутствии стремления к изображению каких-либо предметов и явлений они называют высшей ступенью.

 

Итальянский искусствовед Рануччо Бианки-Бандинелли выдвигает предположение о том, что на протяжении всей истории развития человечества, искусство существовало в двух формах, и в определенную эпоху на первый план выходила либо натуралистичность, либо абстракция. Начало же XX века позволило второму направлению максимально проявиться.

 

Что думают на этот счет сами художники? Абстракционист Эльсуорт Келли, рассуждая во время интервью о глубоких смыслах его работ сказал, что и для него наполнение произведения является загадкой. Наша современница, американская художница с греческими корнями Елеанна Анагнос говорит, что ее картины должны спровоцировать зрителя на вопросы, которыми раньше он не задавался. Акцент на бессознательное восприятие произведений изобразительного искусства делает канадский художник Джефф Дэпнер: через абстрактные знаки человек выходит на новый уровень.

 

 

Существует ли универсальная формула восприятия абстрактного искусства? Возможно, имеет смысл последовать совету авторов работ и нащупать собственные ориентиры, основанные на внутренних ощущениях и желании открыть свой разум для знакомства с неизвестным.