Почему нельзя фотографировать в музеях?

Государственный музей Голландии, именуемый Rijksmuseum, в конце октября текущего года провел интересную акцию. Дирекция культурного учреждения предложила своим посетителям убрать фотоаппараты и телефоны и вместо того, чтобы снимать произведения искусства, рисовать их.

 

«В нынешнем мире мобильных телефонов и медиасредств посещение музеев стало пассивным и несколько искусственным опытом. Посетителей легко отвлечь и они не наслаждаются красотой и уникальностью искусства в полной мере, часто не замечая магии и волшебства. Вот поэтому Рейксмюзеум хочет помочь посетителям открыть для себя красоту искусства и оценить ее в полной мере, попытавшись самим нарисовать собранные у нас шедевры», - объясняют инициаторы проекта. Чем интересна эта затея? Администрация музея справедливо отмечает, что когда человек что-то рисует, не важно, профессионально или любительски, он обращает внимание на все незначительные детали и нюансы. Таким образом, посетитель сможет стать ближе к автору произведения, к его мыслям и идеям, глубже погрузиться в созданный художником мир.

 

24 и 25 октября всем желающим гостям Rijksmuseum на входе выдавались карандаши и блокноты для нового формата знакомства с искусством.

 

 

К слову, в этом музее разрешено фотографировать экспонаты. Однако в Музее Ван Гога, который также расположен в Амстердаме, снимать категорически запрещено. Если смотритель застукает вас при попытке снять «Звездную ночь» или любое другое творение голландского мастера, может сложиться конфликтная ситуация. На некоторый период по просьбе посетителей дирекция музея впервые за всю его историю разрешила фотографировать, но, в конце концов, запрет вернулся. И причиной тому стало раздражение, которое испытывают гости, наслаждающиеся искусством без техники. Согласно официальной статистике, за год музей Ван Гога посещают почти 1,5 миллиона человек, среди которых преобладающее большинство – туристы их разных стран. В любое время года залы музея заполоняют сотни любителей Ван Гога. И действительно, некомфортно изучать полотна художника и в полной мере насладиться моментом, когда вокруг ходят люди, делающие селфи на фоне шедевров… Администрация этого музея разрешила делать снимки только на тех пространствах, где не выставлены экспонаты.

 

Как этот вопрос решается в России? В марте 2014 года подкомитет Госдумы по интернету и развитию электронной демократии предложил отменить плату за съемку, там, где она введена, и разрешить ее осуществлять, там, где она запрещена. Кроме того, согласно поправкам к законодательству, авторам снимков разрешается распространять их без согласования с администрацией музея. «Нужно расширить доступ наших граждан к информации. У населения невысокий интерес к культурным и образовательным ценностям. Мы должны создать условия и заинтересовать людей», - объяснили инициаторы нововведений. Данное предложение вызвало негативную реакцию со стороны представителей музейного дела.

 

Решение о съемках принимаются на местах – администрацией каждого конкретного музея. Например, с 1 апреля 2015 года право на бесплатное фотографирование экспонатов предоставили посетителям Эрмитажа. При этом оговаривается, что речь идет о съемке, не преследующей коммерческих целей.

 

Представитель Третьяковской галереи Лара Бобкова в интервью The Village объяснила, что, кроме всемирно известных работ, в музее представлены временные экспозиции, куда входят неопубликованные нигде ранее картины. «В этом и смысл временных выставок, которые готовятся очень долго, два или три года, — найти и отсмотреть целый пласт произведений, которые находятся в разных собраниях, найти вещи, не опубликованные ранее». Разумеется, в таком случае распространение снимков нежелательно – это обесценивает труд кураторов выставок.  «Возможности камер достигли такого уровня, что даже на небольшой фотоаппарат можно сделать профессиональные фотографии, а потом использовать изображения в коммерческих целях», - говорит Бобкова, напоминая, что в Третьяковке съемка под запретом.

 

Согласно результатам исследования психологии посетителей музеев, те, кто использует камеру, запоминает меньше деталей и через некоторое время у него останутся смутные воспоминания о посещении культурной институции. «Когда вы нажимаете на кнопку затвора, вы посылаете сигнал своему мозгу, говорящий ему: «Я только что поручил это дело внешнему исполнителю, и камера будет помнить это для меня». Фотографии — это трофеи. Вы хотите показать людям, где вы были, вместо того чтобы сказать себе: «Это важно, я хочу это запомнить», - цитирует Theartnewspaper  психолога Линда Хенкель из Фэрфилдского университета в США