Плакат: заряд в массы

История плаката одновременно предсказуема и уникальна. Доступность зрителю диктует свои условия: эпатаж или поиски своего стиля характерны плакатному жанру, задачей которого является «энергия или заряд, посылаемый в толщу народной массы».

 

Плакат в переводе с немецкого «das plakat» означает «калька». В Англии и США используется слово «poster», что в переводе означает «почта», потому что в этих странах рекламные листы вывешивались чаще всего около многолюдных почтовых станций. Во Франции прижилось слово «affich» - «афиша».

 

История плаката насчитывает не одно столетие. Так, в эпоху Возрождения флорентийские власти поручали известным художникам, таким как Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи, изображать на стенах повешенных политических заключенных.

 

Первым рекламным плакатом принято считать напечатанный книготорговцем Батдольдом в 1482 году плакат для рекламы нового издания «Геометрии» Эвклида, который, к сожалению, не сохранился.

 

Начало расцвета рекламного плаката связывают с изобретением в 1796 году немцем А. Зенерфельдером литографии. Затем открытие метода хромолитографии в 1838 году и усовершенствование ее до фотохромлитографии.  Это позволило выпускать плакаты массовым тиражом в относительно короткие сроки. Сам процесс стал значительно дешевле, многоцветие достигалось, используя всего три цвета – синий, красный, желтый.

 

Становление жанра рекламного плаката связывают с великими французами Жюлем Шере и Анри Тулуз-Лотреком.

 

График и декоратор сцены Шере открыл в 1866 году небольшую литографию. Своим творчеством Шере сформулировал основные принципы современного плаката: броскость, возможность восприятия «на ходу», лаконичность, концентрация внимания на одной главной фигуре. Тулуз-Лотрек, создавая афиши, поднял жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства.

 

Смешение направлений и стилей, используемых в рекламном плакате преобразилось в особую область изобразительного искусства, а затем нашло отражение в стиле модерн. Основой этого стиля является тезис «Форма важнее содержания». Популярнейшим художником, работавшим в этом стиле, был Альфонс Муха. Его особенностью было широкое использование романтического женского образа, вне зависимости имел ли этот образ отношение к рекламируемому товару или нет.

 

Совершенно иной стиль использовал Пьер Боннар, сочетая изгибы «ар нуво», упрощенность форм и диагональность композиции. Именно его знаменитый плакат «Французское шампанское» вдохновил Тулуз-Лотрека на его собственную работу в этой области. На его творчество оказало большое влияние японская гравюра.

Муха, как и многие другие художники того времени воплощали идею, озвученную популярнейшим плакатистом Эженом Грассе: «Художник, стремящийся облагородить повседневную жизнь, должен черпать вдохновение у природы».

 

В официальном признании рекламного плаката как вида культуры и искусства не последнюю роль сыграла Россия. В 1897 году в Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» прошла международная выставка афиш, где помимо других работ были представлены 19 плакатов Шере, 18 листов Мухи, а так же были работы Боннара и Тулуз-Лотрека. Это был первый общественный просмотр плаката.

 

В этот период популярность плаката была неоспоримой. Об этом свидетельствуют многие факты. Например, на афише к «Медее» спектакля театра Сары Бернар «Ренессанс», руку Медеи-Бернар украшал браслет, вдохновивший ювелира Фуке на создание «браслета-змейки», популярного по сей день.

 

В 1910 годах плакат теряет связь с графикой в стиле модерн, приближаясь к станковой картине.

 

Важнейшую роль плакат сыграл в рекламе кинематографа. Первоначально реклама фильма создавалась перерисовкой самого сочного кадра, и лишь потом  художники стали передавать суть, жанр картины и характер главных героев, рисуя плакаты к кинолентам.

 

В 1920-30 годах плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве. Тогда же появляются первые политические плакаты. Во время Первой мировой войны появляется агитационный плакат.

 

Большинство известных плакатов были сделаны авторами, занимающимися не только плакатным искусством. Для многих из них плакат был одним из видов заработка либо способом выразить публично свои политические убеждения. Так, Пабло Пикассо создавал афиши боев быков и коммунистические плакаты.

 

Стилистически плакат во многом зависим от живописи, графики и фотоискусства.  На художественную эволюцию плаката повлияло развитие средств массовой информации и полиграфии. В нашу эпоху плакатный жанр находится в постоянной трансформации, влияя на новые виды визуального искусства, такие как рекламный ролик.

 

Сегодня плакат больше представлен в рекламной сфере. Но и здесь он уступает место другим средствам воздействия на формирование вкусов и потребностей общества. Однако его актуальность до сих пор на высоте. Отчасти это связано с простотой производства и меньшими затратами, чем, например, при съемках рекламного видеоролика. Зачастую современные авторы, работающие в формате плаката, обращаются к опыту прошлого и преобразуют образы, созданные их предшественниками. 

 

Впервые публикация появилась в журнале «ЦЕНТР».