«Парк искусств»: Ирина Оськина

Эфир от 28 ноября 2016 года

 

Досье: искусствовед, организатор художественных выставок, эксперт в области оценки произведений искусств, коллекционер, Заслуженный деятель искусств РФ (2014), Заслуженный деятель искусств РБ (2005).

 

Искусство выбирают люди, которые чувствуют себя творчески осваивающими мир. Если человек может творчески переосвоить то, что он видит, то он становится художником. А если ему нравится разглядывать картины и рассуждать о том, что он видит, то он становится искусствоведом. Мне всегда нравилось смотреть на картины, разговаривать с художниками, понимать то, что они когда-то написали. Я поняла для себя: неважно, что они (художники) жили 300-500 лет назад. Важно, что я сегодня могу их понять. А уж если я подержу в руках дневники или письма, то их произведения становятся для меня еще более открытыми, как и сам автор.

 

 

Выставки и фестивали инициируют интерес к искусству. А также держат в тонусе искусствоведов, заставляют следить, анализировать. Каждое такое мероприятие нужно оценивать с точки зрения вклада в жизнь города, республики, страны, в жизнь того или иного художника и даже в твою собственную жизнь.

 

Период СССР, может сегодня это звучит крамольно, давал стабильность художнику. Он понимал, что обязательно будут какие-то приобретения с выставки. С республиканских, с российских выставок покупались работы и в музеи, и в РОСИЗО, и в Министерство культуры. Я хочу сказать, что тогда художники, которых я называю «пахарями» – работающие ответственно, качественно, на высоком профессиональном уровне, от сердца – всегда были отмечены. Их работы закупали. На мой взгляд,  сейчас художникам сложнее. И чем дальше, чем круче кризис, тем труднее выжить, потому что шкала спроса на приобретение картин пошла вниз. 

 

Интерес к искусству огромный. Недавно была акция от «Сбербанка», в рамках  которой музеи стали бесплатными для посещения. Я стала свидетелем того, как наш Музей Нестерова посещало огромное количество людей -  разве что не стояли в очереди как на Серова. Я считаю, что люди пошли не потому, что бесплатно. Тут вопрос в другом: кто-то, в данном случае «Сбербанк», кинул такой камушек, и круги пошли по воде.

 

 

Я люблю и живопись, и графику, и прикладное искусство, и скульптуру. Почему графика для меня особенно важна? В начале 90-х я пришла в министерство культуры и решила сделать срез, провести анализ ситуации. И оказалось, что живопись у нас прекрасно развивается. Тогда еще были живы мастера, которые вышли на арену в 60-е годы: Ситдикова, Бурзянцев, Домашников и другие. Дела с живописью обстояли замечательно: это и семидесятники, и восьмидесятники и новое поколение. А графика отставала – было всего четыре-пять авторов. Я понимала, что с этим что-то надо делать. И тут как раз пришли художники-графики, и мы вместе с ними стали изучать этот вопрос, поняли, что проводятся биеннале в Польше. Пришла идея делать триеннале. И с 1995 года мы запустили Триеннале печатной графики.

 

Официальный организатор Триеннале печатной графики – это Министерство культуры Республики Башкортостан и региональное отделение Союза художников. А я выступаю куратором. Долгое время в соучредителях была Уфимская художественная галерея, а теперь Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова. Кстати, коллекция триеннале всегда уходила в собрание музея.

 

 

В жюри триеннале всегда сидит звездный состав. В этом году я решила, что мы выберем тех художников-графиков, чей бренд в пространстве Европы и дальше безусловно высокий. И я взяла три звезды. Владимир Зуев (Нижний Тагил, Россия) – звезда первой величины, член жюри многих конкурсов, известный и в Европе, и за ее пределами - в Японии, Китае, Корее.  Пару раз он был участником, а в остальные годы всегда был членом жюри. Второй член жюри этого года – Иржи Бразда из Чешской Республики, известный во всем мире. Он  тоже неоднократный член жюри европейских биеннале. Для Романа Суслова это первый опыт в жюри, но его профессиональное мастерство настолько безупречно! Когда несколько лет назад я увидела его работы, то сразу обратила внимание на его безусловный профессионализм.

 

Я думаю, что у нас по-прежнему очень много замечательных художников. Хотя, может, молодые не так активны и не так интересны, как старые художники. Но в целом активность на высоте, и есть из чего делать выставки.