Центр современного искусства "Облака"

«Парк искусств»: Айрат Терегулов

Эфир от 12 декабря 2016  года

 

Досье: Заслуженный художник РФ (2014). Заслуженный художник РБ (2004). Директор Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Нестерова (2015), лауреат Государственной премии республики имени Салавата Юлаева (2016). 

 

Для художников в СССР было много хорошего: гарантии, чувство защищенности, официальные ежегодные закупки работ на крупные выставки. Все получали определенную зарплату, ежегодный отпуск. Можно было спокойно зарабатывать и жить. Правда я это уже не застал и не заключил ни одного договора на выставки. Я окончил институт в 1985 году, когда уже вся эта система начала ломаться в преддверии перестройки. Когда мое поколение начинало творить, вокруг был хаос, у государства дела до художников практически не доходило.  Но в тот период я участвовал в многочисленных, в том числе Всесоюзных, выставках. Тогда это все было внове, а потому запоминалось. А с годами понимаешь, что выставки все друг на друга чем-то похожи. Уже давно не испытываешь каких-то психологических встрясок

 

 

Ориентируюсь ли я на комментарии зрителей? Решающего значения мнение посетителей моих выставок уже не имеет. Мнение профессионалов – может быть, да. И то не всех, а близких по духу. 

 

Должность директора музея Нестерова - безусловно, это новый опыт. Можно сказать, моя новая ипостась. В подчинении у меня находятся 77 человек. Кроме музея на улице Гоголя, у нас есть выставочный зал «Ижад» в Черниковке, мемориальный Дом-музей Тюлькина на улице Волновой, картинные галереи в Нефтекамске, Стерлитамаке и Мелеузовском районе. Все это надо держать в голове. Везде работают люди, у всех свои проблемы и вопросы.

 

Сохранение и пропаганда произведений искусств – задача коллектива Музея. Мы работаем над созданием единого музейного каталога. Это требует и физических, и материальных затрат. Ведется работа по каталогизации, перевода всего в электронный вид. В будущем надо будет издать несколько томов, чтобы все 12 500 экспонатов собрать в едином издании. Вы представляете, какой это объем страниц, даже если размещать по два экспоната на одной полосе!

 

 

Что представляет собой коллекция Музея? С одной стороны, Музей определяет вектор развития – это классическое русское искусство и что-то в этой струе, например, связанное с религией или реализмом. С другой стороны, надо открывать горизонты шире и обратить внимание на зарубежное искусство. Сейчас поступления зарубежных художников происходит за счет Триеннале печатной графики. Это грандиозное событие. Как можно переоценить выставку, которая в этом году (2016 г.) состоит из 581 работы художников из 48 стран. Мы можем увидеть Аргентину, Бразилию и прочувствовать дух этих стран через работы. Все произведения по условиям Триеннале остаются в Музее.

 

 

В Музей почти каждый день приходят и говорят «Хочу выставиться!». Вопросы о проведении выставок мы, как правило, решаем коллегиально. В основном, конечно, отказываем. Вспоминаю себя в юности-молодости… Например, ты недавно окончил учебное заведение, тебе 25-26 лет, сделал несколько десятков картин, набрался смелости и пошел в Музей просить провести выставку… Вряд ли бы кто-то осмелился на такой шаг. Нынешняя молодежь позволяет себе такое, как ни странно! Наверное, это связано с отсутствием самокритики.

 

Мы готовим аудиогид для посетителей.  Надеюсь, в ближайшее время в залах с постоянной коллекцией можно будет использовать специальную программу на телефонах. Наведя на определенную картину, человек получит информацию о ней, минуя экскурсовода.

 

Цифры

Вход в Музей: 150 рублей – полный билет, 100 рублей – льготный, 50 – детский.

12 000 человек посещают Музей и галерею «Ижад» ежеквартально.