Париж глазами художников: Тулуз-Лотрек, Ван Гог, Матисс

Один из самых красивых и романтичных городов мира – Париж – часто становится источником вдохновения для представителей мира искусства: писателей, музыкантов, режиссеров и, конечно, художников.

 

Известный постимпрессионизм, харизматичный представитель парижской богемы Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901) хорошо знал город во всех его проявлениях. Несмотря на физиологические особенности, он всегда находился в центре событий, поэтому современниками называли образ жизни художника разгульным. Его встречали по ночам в кабаках, борделях, танцевальных залах, салонах и других общественных заведениях с яркой и насыщенной атмосферой. Именно такие уголки Парижа вдохновляли Лотрека и привели к серии знаменитых работ. В частности, излюбленным местом мастера было кабаре Мулен-Руж, где родились многочисленные сюжеты. Именно для него Лотрек создал свой первый плакат, в 1891 году. Сегодня по излюбленным местам художника для туристов проводят специальные экскурсии- измененный за более чем сто лет город, скорее всего, не избавился от свойственной тому времени атмосфере. 

 

 

 

Большое место связанные с жизнью столицы Франции сюжеты занимают в творчестве Винсента Ван Гога (1853 – 1890).  Этот город подарил миру более 200 картин мастера – около четверти всего художественного багажа голландского мастера. Париж Ван Гога лишен привычной атмосферы бесконечной суеты, столпотворений и веселья. Он предстает на полотнах художника спокойным и безлюдным. Именно таким Ван Гог видит парижское очарование. Он словно наблюдает со стороны, но никогда не открывает двери, чтобы узнать и показать зрителю содержимое. «Мы трудимся, все вместе над французским Возрождением — здесь я как бы на родине»,— описывает художник тот период.

 

 

Уютный и лиричный Париж с женским лицом предстает в творчестве Луи Мария де Шривера (1862 – 1942). Героями его работ становятся представительницы слабого пола  в разных ситуациях, но практически всегда в окружении цветов. «…Его парижские сцены «купаются» в свете редкой тонкости в оттенках. Большой холст «Le marchand des quatre-saisons» 1895, висящий в Здании муниципалитета является шедевром чувствительности…», - писали о нем журналисты.

 

 

Атмосферным и загадочным предстает Париж на полотнах великого Анри Матисса. Безлюдная и «размытая» столица Франции   в корне отличается от представлений Шривера. Как и Ван Гог, Матисс исключает присутствие человека, делая акцент на игру архитектуру, природу и общую энергетику. В период 1900-1901 художник пишет три варианта одной картины «Pont Saint-Michel, Paris», связанных общим настроением.

 

 

За вдохновением в свое время отправился в Париж Марк Шагал (1887-1985): «В Париже я не стал разыскивать адресов академий, не искал встреч с профессорами. Сам город учил меня, его улицы, торговцы на рынках под открытым небом, кельнеры в кафе, сторожа, крестьяне и рабочие. Над ними над всеми разливался удивительно вольный, свободный свет», - вспоминал художник.

 

 

Разным, но неизменно наполненным воздухом и магией видит Париж другой живописец - Альбер Марке (1875 — 1947). Утонченность и выразительность при минимальных художественных средствах – особенность его городских пейзажей. Картины  Марке втягивают зрителя, погружают в себя.