Общество потребления: сатирические инсталляции современных художников

Известный французский социолог, культуролог, представитель философии постмодернизма, автор труда «Общество потребления» Жан Бодрийяр утверждал, что сегодня человечество находится в состоянии самообмана. Созданная нами окружающая действительность, быт, повседневность исключают подлинные чувства и настоящую культуру. Потребление, возведенное в культ, по мнению философа, несет разрушительный характер, а расточительное потребление превратилось в обязанность.

«Мы уже не способны верить, но мы верим в того, кто верит. Мы уже не способны любить, но мы любим лишь того, кто любит. Мы не знаем, чего хотим, и хотим лишь того, чего хочет кто-то», - пишет Бодрийяр.

 

Эта проблема все чаще становится предметом размышлений современных представителей искусства. Каждый из них по-своему пытается донести до зрителей мысль о том, что, возможно, мы идем не тем путем.

 

Австрийский концептуальный художник, автор «шестидесятисекундных скульптур», остроумный перформер Эрвин Вурм рассматривает человека через его взаимодействия с предметами повседневной жизни. Он размышляет о влиянии модных тенденций на поведение людей, о подмене ценностей и ориентированности на внешней оболочке в жертву содержания. Инсталляции художник создает из тех вещей, которые окружают каждого из нас и неизбежно являются объектами массового потребления – одежда, мебель, автомобили. Один из рассматриваемых Вурмом вопросов – страх человека потерять физическую форму и перестать соответствовать условно установленным, но безоговорочно принятым нормам красоты. Эти опасения художник транслирует через предметы, которым мы придаем слишком много значения. Например, это могут быть разжиревшие автомобили из пенопласта, перевернутый дом, человек с коробкой вместо туловища. Эрвин Вурм в шутливой манере корректно намекает зрителям: может, пора остановиться и посмотреть на себя со стороны?

 

 

 

«Моя главная цель — подойти к зрителю ближе. Мне не хочется пугать людей и заставлять их чувствовать себя маленькими по сравнению с работой. Важно наладить диалог, чтобы люди могли улыбнуться, например, смотря на скульптуры из сосисок, и понять что-то важное», - рассказывает художник в интервью. Упомянутая в цитате серия скульптур из сосисок  под общим названием Abstract Abstruse появилась на свет в ходе размышлений автора о важных для европейского человека символах культурной идентификации. По мнению Вурна, именно сосиска и является таковой.

 

Голландский художник Каспер Браат также акцентирует свое внимание на проблемах потребления. В одном из последних проектов он создал храм для поклонников самого популярного в мире ресторана быстрого питания. Инсталляция под названием McJezus представляет собой необычную скульптуру Рональда Макдональда, голову которого украшает нимб. Перед фигурой автор разместил красные картонные коробки, упаковки от соусов и желтый светящийся крест, выполненный в стиле логотипа компании. На каждом элементе композиции также размещен желтый крест.

 

«Этот проект рассказывает о красоте культуры массового потребления, доведенной до крайности. Таким образом мы можем как бы предположить, какой будет эта религия со всеми ее ритуалами и символами. Со стороны она кажется совершенной и настоящей, но на самом деле это лишь подделка, извращенная реальность, которая всего-навсего «кормит» наши примитивные потребности», — не сомневается Каспер Браат.

 

 

Представители современного искусства США Алан Гуэрра и Неральдо де-ла-Пас работают в дуэте «Война и мир». В качестве материала для создания инсталляций они используют выброшенные кем-то в мусорный бак ненужные вещи – предметы быта и одежду. Что-то ненужное и забытое становится элементом художественного языка, который позволяет авторам привлекать внимание общественности к ярок выраженным проблемам культуры потребления. В ход идут и новые вещи из нераспроданных в магазинах коллекций. Расточительство, бездумное желание приобрести все и вся и использовать вещь только до тех пор, пока она не покажется старомодной – вот, о чем говорят через свои проекты Алан Гуэрра и Неральдо де-ла-Пас.

 

 

Несколько лет назад группа барнаульских дизайнеров под руководством Андрея Aber Бергера представили инсталляционный проект «Idiot-Proof /Защита от дурака». Выставочное пространство представляло собой картонную коробку, внутри которой оказывался зритель. По периметру на посетителя «нападали» фотографии, демонстрирующие господства общества потребления.

 

«Роль художника в наши дни - роль сенсора, чутко реагирующего на малейшие колебания человеческих душ. Многие художники осознают своё искусство как болевой приём, будящий совесть зрителя. Своего рода шоковую терапию при попытке пробуждения общества. В отличие от развлекательной и психоделической эстетики реалити-шоу и глянцевых изданий, а так же агрессивного натиска коммерческой и рекламной продукции, "социально ответственные" проекты пробиваются сквозь оковы иллюзий и провоцируют реакцию зрителя», - комментирует Бергер. Авторы инсталляции еще не потеряли веру в то, что человечество еще сможет вернуть осознанность в процесс потребления.

 

 

Молодая российская художница Анна Желудь пробует себя в разных областях, увлекается как живописью, так и инсталляционными проектами. Ее скульптуры, выполненные из металлического прута, наглядно демонстрирует: внутри того, чему мы придаем большое значение и что наделяем особым смыслом, нет ничего.

 

«Просвечивая шкафы и диваны бесстрастным глазом рентгенолога, Анна Желудь обнаруживает в них лишь экзистенциальную пустоту. Ну а ощущение пустоты, остающееся от этого стильного и умного искусства, надо, видимо, считать побочным продуктом», - пишет про ее творчество газета «КоммерсантЪ».

 

Завершим обзор мыслью великого Бодрийяра, которая как нельзя точно характеризует все: «Мы находимся в мире, в котором становится все больше и больше информации и все меньше и меньше смысла».