Нет-арт или Искусство, живущее в сети

Искусство, рожденное на просторах сети Интернет и живущее по ее законам, называются «нет-арт» или «сетевое искусство» - от английского net.art или internet art.

 

Если полноценное восприятие арт-объекта, произведения искусства возможно только посредством мировой паутины, значит, перед вами именно нет-арт. При этом стоит понимать, что сайт музея или того или иного художника, а также видеозапись с выставки, спектакля, перформанса – не есть изучаемый в данном материале объект. Почему? Потому что для описанных примеров сетевая площадка не является основным и обязательным условием существования – они продолжают свое существование за пределами Сети.

 

Вот, как объясняет этот вопрос искусствовед Йон Ипполито на страницах zhurnal.ru: «Главное не путать «net-art» и «art on the net». Искусство в сети это лишь документация, которая не создана специально для сети. Напротив, net-art функционирует только в сети и часто имеет дело со структурированным контекстом. Любая фундаментальная идея может оказаться сомнительной без специфического медиа-перевода и без участия других людей. Сетевые проекты часто ведут себя как хамелеоны — молниеносно реагируют и меняются подчас до неузнаваемости. Из всех произведений искусства, быть может, произведения в сети имеют самую кратковременную жизнь».

 

Роллин Леонард

 

Таким образом, произведения нет-арта не имеют четких пространственных и временных границ. Для них свойственно бесконечное проведение аналогий и горизонтальных связей с другими объектами и внутри одного арт-объекта. Для художников, предпочитающих данный формат работы, открывается уйма возможностей – сделать то, что в реальности воплотить очень сложно или вовсе невозможно; постоянно изменять произведение; использовать неограниченные объемы информации, сосредотачивая их в одной отправной точке.

 

Нет-арт зарождается и продолжает свое развитие в рамках медиа-арта. Во 90-е годы Натали Букчин и Алексей Шульгин опубликовали статью «Введение в нет-арт». Материал окрестили программным манифестом, где в ироничной манере излагаются основные принципы этого направления в искусстве. Одной из основных черт нет-арта в тот период можно было назвать включенность пользователей сети в процесс создания арт-объекта. Художник в данном случае выступает в роли куратора, идеолога, инициатора проекта, но не его единственным участником. Именно поэтому процесс создания произведения в данном случае имеет больший интерес и ценность, чем полученный результат.

 

Роллин Леонард

 

Расцвет нет-арта быстро сменяется упадком. Авторы сетевых проектов осознали, что развитие в данном направлении не дает им возможности превратиться в «настоящих художников», за чьими работами охотятся коллекционеры и о которых тут и там разговаривают критики. По этой причине сегодня, предпринимая попытки найти примеры нет-арта того времени, вы столкнетесь с тем, что большинство опубликованных где-то ранее ссылок будут недействительными.

 

Что же оказалось в руках нет-арт художников и почему все это привело к стремительному развитию и стремительному затуханию сетевого искусства? Авторы получили все, то возможно, в одном флаконе – от текста до изображения, от статичных картинок до интерактивных страниц, плюс к этому стоит отметить видео- и адуиофайлы. Еще одна отличительная особенность – возможность сохранять анонимность. Вовлеченность наблюдателя в процесс – мечта представителей хеппенинга – воплощается за счет сети молниеносно. Но, возможно, именно эта и становится разрушительной силой.

 

В 2008 году вышла в свет статья Романа Минаева «Интернет как гетто», где автор, в частности, пишет: «Неразрешимой остается дилемма, каким образом можно владеть произведением нет-арта, если оно по определению предназначено для общедоступного существования в интернете. Более того, совершенно неясно, можно ли говорить о каких-то ключевых произведениях в истории нет-арта, потому что его история постоянно переписывается самими пользователями».

 

Так, по мнению искусствоведов, нет-арт остался частью медиа-искусства, утратив свою автономность и изначальную элитарность. Художники концентрировали свое внимание на попытках создать коммуникационные и креативные пространства, предоставляющих полную свободу сетевого бытия всем желающим. Условно историю развития нет-арта можно разделить на три этапа: первый –создание картин из букв и значков на клавиатуре; второй – массовое включение в этот процесс представителей андеграундного искусства; третий – полноценное освоение и применение выразительных возможностей Интернета.

 

Чьи же фамилии упоминаются в статьях, посвященных нет-арту? Вот небольшой список известных художников этого направления: Хит Бантин, Роллин Леонард, Лорна Миллс и Райдер Рипс.