Неопластицизм: кажущаяся простота линий

Что такое загадочный неопластицизм? Определение, объединившее под собой работы художников, дизайнеров, архитекторов выдвинул Пито Мондриан. Все началось с образования нидерландской  группы «Стиль» в 1917 году. Как узнать неопластицизм. Хорошим примером характерного для него изобразительного языка стали решетки черных линий, которые отсекают друг от друга разноцветные пласты.

 

Первыми художниками, призванными под знамена «Стиля», стали голландец Барт ван дер Лек и бельгиец Жорж Вантонгерло. Однако гораздо большее значение для формирования и популяризации данного направления имел Пит Мондриан.

 

 

 

Изначально направление развивалось в сторону  абстрактных матриц, составленных из черных горизонтальных и вертикальных линий. Позже они упорядочились настолько, что стали образовывать на холстах правильную решетку. Ячейки решетки закрашивались ровным слоем краски (в основном синим, белым, черным). Кажется, что картины, выполненные в стиле  неопластицизм  - просты и понятны. Однако Мондриан прилагал немало усилий, чтобы добиться динамического равновесия в своих работах. В конце 1930-х годов из-за идейных разногласий художник покинул группу «Стиль» и переехал в Нью-Йорк. Стоит отметить, что его творчество оказало значительное влияние на послевоенных абстракционистов Соединенных Штатов. В США художника приняли тепло, пресса назвала его «одним из величайших беженцев Европы». При жизни у Мондриана состоялась единственная выставка – в нью-йоркской галерее

 

Другой представитель направления Ван Дусбург привнес в свои работы диагональные линии. Примечательно, что палитра красок у него гораздо шире, чем у Мондриана. Его стиль обрел черты игривости и отличался разнообразием художественных решений.

 

 

Неопластицисты считали, что искусство должно непременно воплощаться в повседневную жизнь. Самый влиятельный дизайнер группы голландец Геррит Ритвельд оказал большое влияние на формирование Интернационального стиля в архитектуре. Его здания сконструированы таким же образом, как и полотна неопластицистов.

 

Художественные принципы, которые декларировались Мондрианом вместе с Тео Ван Дусбургом в придуманном ими художественном журнале «De Stijl», превратились в ориентир для многих представителей изобразительного искусства ХХ века. Под обаяние этой эстетики попали, в частности, архитекторы «Баухауса» - Мис Ван дер Роэ, Ле Корбюзье, дизайнер Ив Сен-Лоран и даже транснациональная компания L'Oreal. Вспомните фирменные упаковки? В основе их оформления лежат любимые цвета Мондриана.

 

Справедливо также отметить, что «Стиль» стал отправной точкой для идеологов функционализма. Достаточно вспомнить проект архитектора Ф.Л. Райта, который построил знаменитый Дом над водопадом в Бэар-Ране (Пенсильвания). Для создания равновесия автор пересекает прямоугольные объемы под прямым углом.

 

 

Но это еще не все. Целый ряд направлений в современном искусстве, например, минимализм и оп-арт, восходят к творчеству Мондриана и группы «De Stijl», так же, как и формы современной архитектуры, печати, интерьера  и даже рекламы.