Наука и искусство: фрактальные фантазии

Иногда математические формулы способны заменить кисти, краски и холсты. И здесь, на пересечении точных наук и фантазий художников рождается новое, но уже популярное искусство – фрактальное. Под фракталом в научных дисциплинах подразумевается математическое множество, которому свойственно самоподобие. Упрощая это определение, можно сказать, что фрактал – это некая форма, которая состоит из частей разного размера, повторяющих очертания самой большой фигуры. В природе характерным примером такого самоподобия является листок папоротника. Часто это явление переплетается с понятием рекурсия – бесконечным повторением чего-либо. Однако, если опираться на исследования ученых, далеко не каждому фракталу присущи свойства процесса рекурсии. Термин «фрактал» ввел в оборот французский математик Бенуа Мандельброт в  1975 году. Он выразил уверенность в том, что такое искусство уходит корнями в далекое прошлое: «Фрактальное «новое геометрическое искусство» демонстрирует поразительное сходство с картинами старых мастеров или творениями «изящной» архитектуры». Сегодня фрактал-арт превратился в самостоятельное ответвление цифрового искусства с собственным художественным языком.

 

Итак, математические формулы вырываются за пределы науки и начинают использоваться при создании произведений искусства – изображений, видеороликов или музыки. Фрактальная живопись может быть представлена как на экране телевизора или мониторе компьютера, так и в классическом варианте – на холсте или бумаге.

 

Изучая этот вопрос, Мандельброт упоминает японского художника Кацусика Хокусай (1760-1849 гг.). Признаками фрактальности обладают его работы из серии «Сто видов горы Фудзияма».   В исследовании «Фрактальная геометрия природы», Мандельброт пишет: «фрактальные структуры были известны человеку с незапамятных времен, но описывались они только посредством искусства».

 

 

Нельзя обойти стороной художника и графика Маурица К. Эшера (1896 – 1972 гг.). Его творчество относят к направлению имп-арту. Эшер исследует бесконечность в ее пластическом проявлении. Одна из самых известных его работ - литография  «Рисующие руки», созданная в 1948 году. Это произведение – наиболее точный и яркий пример рекурсии. «Рисовать — значит обманывать», - говорил художник, создавая одну за другой несуществующие реальности с выдуманными фигурами.

 

 

Однако по очевидным причинам, возможности художника с карандашом в руках при создании подобных работ ограничены. Это ограничение снимается с появлением цифрового искусства, в котором фрактал-арт и получает свое развитие. На пути к освоению программ, способных создавать фрактальные изображения, художники сталкивались с техническими трудностями, однако прогресс привел к тому, что сегодня разобраться в этом сможет любой желающий.

 

Так, авиационный инженер Керри Митчелл (Kerry Mitchell) успешно реализовывается как художник. С помощью математических формул он метафорично транслирует идею сложной структуры мироздания.

 

 

Среди наших соотечественников можно выделить Алексея Ермушева, который с 2007 года увлекся этим направлением и использует собственные алгоритмы генерации фрактальных изображений с помощью программы Apophysis.

 

 

Теоретик фрактального абстракционизма,  фотограф Виктор Рибас добился получения псевдографического изображения человека и предметов. Для этого он делает снимки в лазерных лучах.

 

 

Фракталы обладают какой-то особой магией и притягательностью. Смотрите сами: