Центр современного искусства "Облака"

«Мы не можем жить без космоса» или российская надежда на «Оскар»

14 января стали известны номинанты на одну из самых престижных наград в мире кинематографа – «Оскар». Среди претендентов на статуэтку – российский режиссер Константин Бронзит и его анимация «Мы не можем жить без космоса».  Бронзит известен зрителю по таким короткометражным работам, как «На краю Земли», «Уборная история – любовная история», а также полнометражке «Алеша Попович и Тугарин Змей».

 

Через некоторое время после объявления номинантов в сети распространилось обращение автора мультфильма от имени всей команды, в котором он просит зрителей не тиражировать работу на просторах Интернета. Публикация была сделана намного раньше, но актуализировалась после новостей про премию. Публикация анимации в сети, по словам Бронзита, «убивает фильм»: «Я объясню, почему. По правилам большинства крупных фестивалей мира фильм не берут в конкурс, если он выложен в интернет! Я 4 года (!) своей жизни и чудовищного труда потратил, чтобы создать эти несчастные 15 минут изображения. Без фестивальной жизни фильм просто сгинет в небытие. Спасите фильм и мой труд в течение 4-х лет!», - обращается режиссер. За 15-минутным видеорядом – сотни тысяч рисунков и зарисовок.

 

Между тем, отметим, что мировая премьера «Мы не можем жить без космоса» состоялась в 2014 году, а российскому зрителю впервые мультфильм был представлена 12 апреля 2015 года – в День космонавтики. Однако массовый зритель сможет посмотреть работу Бронзита только после 28 февраля – когда состоится церемония вручения «Оскара».

 

Что же такое «Мы не можем жить без космоса». Российские журналисты, включая кинокритика Антона Долина, сравнивают анимацию с нашумевшим фильмом «Интерстеллар» (2015 г.,  режиссер Кристофер Нолан). «Советская романтическая мечта о космосе выражена тут иронично и поэтично, через серию понятных даже ребенку, но при этом оригинальных метафор. «Мы не можем жить без космоса» - это и наш «Интерстеллар», и новейшая версия пелевинского «Омона Ра»», - пишет  Антон Долин. Точкой пересечения российского мультика и американского фильма становится разрушение общепринятого представления об измерениях,  в которых мы существуем.

 

 

В центре повествования – двое друзей, объединенных с детства одной мечтой – покорить космос. Мы не знаем их имен, не видим предысторию. Парни успешно справляются с тяжелыми физическими испытаниями на пути к своей цели. Но самым тяжелым препятствием становится моральное опустошение в конце мультфильма. Бронзиту удалось создать драму, мрачную и светлую одновременно. Космос здесь – не только пространство, бесконечно расстилающееся вокруг нашей планеты. Космос представляется как характеристика состояния - внутри героев и между ними. Важно понимать, что речь не идет о холоде, безграничности и отчужденности – метафоры, типично применимые к понятию «космос». В интерпретации Бронзита космос – это состояние мечты, глубокое и наполненное заряженными частицами.  

 

Фантастичность, а она становится очевидной в последние минуты мультфильма, настолько тонка и ненавязчива, что происходящее кажется допустимым, а устоявшееся представление о «правильном» - тяжелым ярлыком, от которого хочется избавиться.

 

О чем «Мы не можем жить без космоса»? О настоящей мужской дружбе? О мечте каждого жителя Советского союза? О преодолении законов физики? Анализируя смысловую нагрузку мультфильма невозможно сконцентрироваться на чем-то одном.  Советский идеал, исполненный на языке, понятном современному зрителю вне зависимости от того, помнит ли он, что значил в свое время полет Гагарина.

 

«Награда - статуэтка - не должна менять жизнь человека. Жизнь человека зависит не от статуэтки. А от него самого. Я это понимаю. И мне легко», - рассуждает Бронзит.