Музей: фильтр информационного потока

Возможность получить интересную информацию в любой удобный момент, с одной стороны, упростила нашу жизнь, с другой - прибавила сложности. Перед современным человеком ежедневно открывается широкий выбор того, что может его увлечь. Но как угадать, как найти то, что нужно именно тебе? И главное – как научиться разбираться в том, что тебе интересно, отличать «хорошее» от «плохого», настоящее от поддельного.

 

Любопытно, что одним из ведущих фильтров, который помогает человеку сделать этот выбор, становится музей. Именно он формирует подборку знаний, накопленных человеком в прошлом или объектов, созданных в наши дни, но уже представлявших культурную ценность. 

 

Специфика того или иного музея - будь это музей изобразительного искусства или музей занимательных наук – и определяет свою аудиторию. Каждый музейный объект, бесспорно включающий в себя образовательный элемент, превращается для публики в учебник. Но его главное преимущество – это возможность увидеть своими глазами то, что в книгах представлено в качестве иллюстраций и наборов фактов.

 

«Музей — инструмент для передачи знаний. А знания должны быть системными. Музей имеет преимущество перед другими образовательными формами, поскольку обладает подлинным предметом, а музейный рассказ как нельзя более нагляден», - считает  доктор искусствоведения Алексей Лебедев.

 

Но помимо изначальной функции музея, связанной с образовательной нагрузкой, в последнее время начинает преобладать развлекательный подтекст. И связано это с изменением отношения посетителей к самому явлению «музей» и к жизни, как спектра эмоций, в целом. Современный человек, говоря простым языком, ищет во всем «экшн».

 

Что при этом должен делать музей? Ориентироваться на запросы этой новой реальности и оставаться верным классическим принципам?

 

«Мотивация посещения музея сильно изменилась за последние десятилетия. Если раньше в музей шли за знаниями, то сегодня многие идут туда за впечатлениями, в сущности, проводить досуг. И современный музей должен пройти по тонкой грани: не идти на поводу у зрителя, но и не потерять его. Есть реальная опасность оказаться в положении профессора, который читает очень умную, очень правильную лекцию, но, к сожалению, в пустой аудитории», - рассуждает Алексей Лебедев.

 

Скорее всего, такая ситуация характерна для всей культурной среды. Не секрет, что поклонников блокбастеров значительно больше, чем эстетов, выбирающих «умное кино». В литературе большую популярность также имеют чтиво и легкие произведения, которые не «грузят» человека. В музыкальной индустрии незамысловатые мелодии и банальные тексты не нуждаются в дополнительной рекламе и продвижении – услышав один раз, человек надолго запоминает простой мотив и прокручивает его в голове изо дня в день. Что касается изобразительного искусства, то и оно стремится к тому, чтобы удивить зрителя, стать «бомбой», покорить сердца. Доступность культурного продукта сопровождается его неизбежным упрощением.

 

Означает ли это, что знания, которые человек может постичь, посещая музей – неактуальный отпечаток прошлого?

 

Ответ на этот вопрос, скорее всего, сможет дать время.

 

А сейчас важно понимать, что лучше один раз увидеть  музейный экспонат своими глазами, чем прочитать сотни статей или тысячи комментариев в Интернете. Потому что любой музей делает все, чтобы его посетитель мог увидеть лучшее, подготовленное и сохраненное именно для него.

 

Материал подготовлен на основе статьи «Музей имеет преимущество перед другими формами образования», опубликованной на портале ПостНаука