Мрачный постмодернизм: вариации на тему безысходности

Эпоха постмодернизма, в которой сейчас мы пребываем, дает возможность каждому самостоятельно найти ориентиры, выставить фильтры, сформировать свою культурную корзину. Также и художники вправе идти на внутренний голос, совмещать несовместимое, экспериментировать и искать неочевидные смыслы и точки пересечений. Но все-таки можно выделить общую тенденцию в творчестве ряда авторов современности – режиссеров, писателей, представителей изобразительного искусства. Это – тяга к использованию мрачных цветов и игрой со зрителем посредством создания атмосферы безысходности.

 

Достаточно посмотреть на представленные ниже работы Райана Салджа (Ryan Salge), как атмосфера тягучей серости накрывает с головой. Его картины напоминают сновидения, в которых стерты границы возможного и невозможного, в которых время меняет ход, а сам человек блуждает в поисках точки опоры. Статьи о творчестве Салджа, как правило, носят такие же безысходные заголовки, как и его работы: «Сумеречные сны», «Серый страх».

 

 

Не менее мрачные, но дающие надежду на положительный финал картины рисует индонезийская художница Элисия Эдиджанто (Elicia Edijanto). Главными героями ее работ становятся ребенок и животное – слон, волк, медведь, кит. И хотя сами истории обладают теплой атмосферой, техника и преобладающие оттенки серого заставляют остановиться и погрузиться в глубину этой магии.

 

 

Говоря о творчестве американского художника Мэтта Даффина (Matt Duffin) журналисты часто отмечают преобладание иронии и юмора. В центре композиций, как правило, оказываются детские игрушки. Однако эти предметы не намекают на счастливого обладателя, создается ощущение, что ребенок, которому они принадлежат, вырос, ушел, покинул родной дом. Как бы там ни было, энкаустические работы Даффина тоже оказываются в нашей подборке.

 

 

Без намека на просвет – иллюстрации российского художника Антона Семенова, известного широкой общественности как Gloom82. По словам автора, он вдохновляется работами Михаила Врубеля, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Франсиско Гойи. Все это выливается в пугающую и насыщенную смыслами атмосферу.

 

«Мрачным» окрестили творчество другого отечественного иллюстратора Олега Пащенко, математика по образованию.  Про картину, представленную ниже, он говорит: «Пси. Собака, и в то же время буква греческого алфавита. Это я комментировать не буду, потому что картинка очень личная». В интервью он часто объясняет, что создание той или иной иллюстрации – это большая внутренняя работа, детали которой носят закрытый от зрителя характер.

 

 

Противоречивые отзывы по причине темной энергетики получают работы польского иллюстратора Петр Арнольда Петериуса. Воображение этого художника, действительно, пугает. Созданные им образы настораживают и отталкивают, но взгляд останавливается на манящих и одновременно устрашающих деталях.