Мошенники в искусстве: подделка шедевров

Подделка и продажа шедевров мирового искусства – большая проблема арт-рынка. Реализация поддельных полотен подрывает репутацию крупных галерей и авторитет весомых искусствоведов. Некоторые истории получают широкую огласку, преступники привлекаются к ответственности. Однако даже при этом условии, всякий раз мир искусства расшатывается, что заставляет коллекционеров задуматься о том, что же на самом деле они приобретают за огромные суммы.

 

Еще в конце XV века начинающий скульптор Микеланджело Буонарроти, мечтая заработать, создал скульптуру, которую выдал за произведение расцвета греческой культуры. Он изваял купидона, закопал его в землю с высоким содержанием окисляющих веществ, что наделило ее «эффектом старины». Афера раскрылась, когда антиквар, приобретший работу у Микеланджело, перепродал ее кардиналу Рафаэлю Риарио. Именно он обнаружил подлог. Однако благодаря этому случаю вскрылся талант начинающего мастера.

 

Сенсационное заявление в 1976 году сделал англичанин Том Китинг. Он организовал пресс-конференцию, чтобы рассказать журналистам о преобладании в галереях поддельных картин, которые считаются шедеврами мировой живописи. Там же он сказал, что эти подделки писал он сам. «В молодости я был вынужден дважды сдавать экзамен в высшую художественную школу, но меня так и не приняли. Теперь вы видите, что все эти эксперты и великие владельцы галерей – самые обычные дилетанты и грош им всем цена», - заявил он. Китинг своего рода гений – он виртуозно копировал Рембрандта, Модильяни, Ренуара, Дега и других известных мастеров. Чуть позже Китинг написал книгу, в которой подробно изложил технические нюансы подделывания живописных произведений. Скорость его работы поражала искусствоведов и обычных зрителей. В эфире одной из телепрограмм Китинг за полчаса подделал Палмера.  Затем последовали арест. Свою вину на суде он не признал, и только отметил, занимался мошенничеством для того чтобы взбудоражить арт-рынок. Кстати, суд, взяв во внимание плохое состояние здоровья художника, не вынес ему приговор.

 

Нью-йоркской аферистке повезло меньше. К двадцати годам тюремного заключения приговорили арт-дилера Глафиру Розалес (Glafira Rosales). Следствие установило, что на протяжении некоторого времени она сотрудничала с китайским художником, который по ее заказу писал подделки картин Марка Ротко, Джексона Поллока и других экспрессионистов. Количество созданных «шедевров» составляет несколько десятков работ. Афера раскрылась, когда покупатель старейшей нью-йоркской галереи Knoedler&Company приобрел за 17 миллионов долларов произведение, якобы принадлежавшее авторству Джексона Поллока. У руководства галереи типовой ответ дилера на вопрос об источниках приобретения картин – «из частных коллекций» - не смутил. Однако после обращения покупателя с иском вскрылась схема изготовления произведений. При этом мошенница оставляла все вырученные от продажи деньги, а это более 30 миллионов долларов, себе.

 

«Гениальный художник-аферист надул сотни богачей». «Процессы по афере Бельтрачи продолжаются». «Подозрительные поставки: В мире искусства разгорелся скандал...». Статьи с подобного рода заголовками появлялись во всех крупных СМИ мира после того, как мошенническая схема немецкого художника Вольфганга Белтраччи стала известна общественности. Самое интересное, что аферист сам по себе – талантливый мастер. Почему он предпочел переписывать работы его предшественников и продавать их под чужими именами?  Копии работ Пабло Пикассо, Генриха Кампендонка, Фернана Лежера, Жоржа Брака, Макса Эрнста созданные Белтраччи, поражают схожестью с оригиналами. Даже тщательная искусствоведческая экспертиза не выдавала истинное происхождение якобы утерянных и случайно найденных шедевров.  «Мой подзащитный прежде всего стремился не разбогатеть, а раскрыть свой талант. Бельтрачи научился будто перевоплощаться в того художника, в чьем стиле он писал картину. Он ведь признавался на суде, что чуть ли не в транс входил, всякий раз внушая себе, будто пишет кистью классика», - пояснил на суде адвокат художника – афериста. Действительно, ему удалось продемонстрировать свой талант миру, но за это пришлось поплатиться свободой - Белтраччи приговорили к шести годам тюремного заключения.

 

Автор тысячи подделок Эльмир де Хори в конечном итоге пришел к выводу, что копирование работ других художников ему не подходит и начал подписываться своим именем. Этому предшествовал долгий творческий путь и судебное разбирательство. Написав очередную подделку, Хори фотографировал ее и вставлял в каталог художника, которому он подражал, чтобы покупатель не обнаружил подмены. Такие манипуляции совершались с работами Пикассо, Матисса, Модильяни и т.д. Обман вскрылся в 60-е годы прошлого столетия, когда арт-дилер Фернана Легро продал нефтяному магнату Алгуру Медаузу большую коллекцию картин великих художников, созданную Хори. Самое интересно, что после смерти испанского художника, работы, подписанные его именем, продавались по высоким для мира искусства ценам. Однако продажи были остановлены, потому что эксперты заметили разницу в качестве работ и решили, что самого Хори тоже кто-то подделывает.