Метамодернизм: от цинизма к идеализму

В 2010 году голландские философы Тимотеус Вермюлен и Робин ван дер Аккер впервые дали определение назревшему в культурном мире переосмыслению мировоззрения постмодернизма. Новое явления они назвали метамодернизм.

 

Приставка «мета» уходит своими корнями в платоновские учения о мире чувственном и мире идей. По мнению голландских ученых, современному человеку сложно раз и навсегда преодолеть иронию постмодернизма и оказаться на стороне идеализма. Поэтому нам предстоит метания от одного полюса к другому. Это состояние философы сравнивают с принципом работы маятника.

 

Несмотря на то, что большинство из нас воспитывались на характерном для постмодерна цинизме, который казался естественной средой, стремление к прогрессии начало менять эти незыблемые на протяжении нескольких десятилетий постулаты. Идеи отрицания смыслов всего сущего, а также тенденция к разрушению постепенно начали утрачивать свою популярность и перестали вызывать интерес среди художников и потребителей искусства.

 

Если постмодернизм возникает в середине 60-х годов прошлого столетия как антитеза пафосному и пропитанному одухотворённостью модернизму, то эпоха метамодернизма строится на сочетании этих противоречащих концепций, чем и объясняется характерный для него принцип маятника. Поэтому новое искусство оставляет в себе склонность к цитированию  и одновременно – созданию чего-то принципиально  нового, ироничность здесь перекликается с романтическим настроением.

 

В 2011 году в сети появился «Манифест метамодернизма», насчитывающий 8 пунктов. Его автор Люк Тёрнер акцентирует внимание на стремлении  к колебаниям, постоянной динамике, нестабильности и притяжении противоположностей.

 

Объяснить эти тенденции в настоящий момент проще всего через кинематограф. Более того, главной иллюстрацией «Манифеста» стал кадр из фильма Уэса Андерсена «Королевство полной луны». Это не случайно – сказочный фильм включает в себя два мира, которые неизбежно пересекаются: мир детской наивности и искренности и мир взрослых людей, построенный на характерном для постмодерна отрицании всего. Здесь же уместно упомянуть Мишеля Гондри с его «Вечным сиянием чистого разума», «Наукой сна», «Пеной дней». Как и у Андерсена, его почерк пропитан инфантилизмом, но в тоже время персонажи указанных фильмов пребывают в состоянии деструкции – отрицании себя или действительности.

 

Метамодернизм – понятие новое, для его осмысления понадобится много времени, однако уже сейчас его принципы можно назвать логикой и вектором дальнейшего развития культуры. Метамодернизм не пропагандирует что-то кардинально новое, революционное, но направляет нас в сторону переоценки и выбора в пользу «утверждения» вместо постмодернистского «отрицания».

 

Кого философы причисляют к новому направлению:

 

Художники:  Олафур Элиассон, Грегори Крюдсон, Кэй Донэчи, Дэвид Торп, Рагнар Кьяртанссон.

Писатели: Харуки Мураками, Роберто Боланьо, Дэвид Фостер Уоллес, Джонатан Франзе.

Музыканты: CocoRosie, Antony and the Johnsons, Жорж Ленц, Девендра Банхарт.