Манифест уличного искусства: арт-объект с теоретической основой

Мы можем ничего не знать об уличном искусстве. Вопросы - кого считают его родоначальником, какие направления бывают, где находится самый большой уличный арт-объект – отступают на задний план после того, как перед вами оказывается манифест, созданный российским художником Тимофеем Радя.

 

Своеобразный документ расположился на стене одного из цехов действующего завода в Санкт-Петербурге. На этой территории функционирует Музей стрит-арта, и в то же время каждый день мимо надписи проходят сотни рабочих – удивленных смелостью художника.

 

Манифест, занявший пространство высотой около 10 метров и длиной не менее 50 метров, называется «Все, что я знаю об уличном искусстве». В англоязычном варианте его можно прочитать на персональном сайте художника.

 

 

«Этот текст собирает вместе все находки, которые попадались мне за последние три года. Они растворились во мне, став правилами, по которым я живу. Как правило, такие правила редко произносятся вслух, поэтому говорить о них сложно. Иногда мне кажется, что хватило бы и одного предложения», - заявляет автор в вводной части манифеста.

Смелость и социальная направленность проектов Тимофея Ради не может не поражать. Без прикрас он способен сказать о том, что люди привыкли обсуждать шепотом и оглядываясь по сторонам.

 

Манифест разделен на несколько тематических блоков: «Человек», «Город и человек», «Что такое уличное искусство», «Как работает уличное искусство» и «Как делать уличное искусство». В каждом разделе Радя  кратко, но максимально подробно объясняет, что есть что. Например, художник, по мнению автора, отвечает за внутреннюю часть жизни. «Внутренняя сторона касается самой сильной и хрупкой части человека — его души», - поясняет он. Роль внешней стороны выполняет город,  в котором человек оставляет свой след и постоянно ощущает свое присутствие в нем.  Продолжая разговор, Радя объясняет: «Четыре главные стороны уличного искусства выглядят так: идея/место, внутреннее/внешнее, временное/вечное, свое/общее». А главная задача искусства, и уличного в том числе, - напоминать о вечных вещах.

 

Последний блок ориентирован на практикующих уличных художниках – в нем Радя дает советы коллегам по цеху: с чего начать, как преодолеть чувство страха, о чем творить, как попасть в подъезд любого дома, какое место занимает в этом деле юмор и многое другое.

 

Пытаясь понять систему устройства общества и мироздания в целом, он уходит в детали и расставляет неожиданные акценты.

 

И это наглядно демонстрирует инсталляция «Стабильность», с помощью которой Радя пытается проиллюстрировать, из чего строится эта крепость, какие кирпичики  лежат в ее основе.

 

 

 

В заключение – мнение художницы, экс-руководитель дизайн-завода «Флакон» Анны Нистратовой, опубликованное на страницах журнала «The Village»: «Граффити и так называемый стрит-арт — это исключительно городское явление, в сельской местности в нем нет необходимости. Я согласна с испанским художником Исааком Кордалом, который считает, что уличное искусство и граффити — это кожа города, его оболочка, по которой можно судить о состоянии общества».