Центр современного искусства "Облака"

Лида Козлова: «Надо работать на своего внутреннего художника»

15-летняя уфимская художница, участница многочисленных выставок, автор фотопроекта «Парниковый эффект» (экспонировался в «Облаках» в рамках акции «Ночь музеев 2015») рассказала о своем понимании свободы, склонности к трудолюбию, вдохновении и самопознании.

 

О процессе работы

Больше всего я люблю работать в закрытом пространстве, в тишине или под музыку. Например, могу включить Шуберта или Вагнера, они не навязывают свое и не отвлекают. Самое главное условие для комфортной работы – закрытая дверь за спиной. В последнее время чаще всего я работала в мастерской, а там всегда есть люди, но и к этому привыкаешь. Конечно, легче всего процесс идет дома, в родном месте, но адаптироваться можно под всякие условия.

 

О законченной работе

Это тяжелый момент. Понять, когда картина готова – самое главное. Это внутреннее ощущение, которое словами сложно описать. Иногда понимаешь, что два часа назад было лучше, а сейчас ты все испортил и ничего не сделаешь уже. Ты расстраиваешься, но смиряешься с этим. В академической живописи, мне кажется, недопустимо чрезмерное использование деталей и излишний реализм. Человеческая психология устроена таким образом, что законченная картинка неинтересна. Если ты оставляешь локальные пустые пятна, глаз зрителя останавливается дольше, чем на одну секунду.

 

О зрителе

Надо работать на своего внутреннего художника. Если ориентируешься на зрителя – это уже заказ. Все, сказанное художником поверх работы – это уже лишнее. Если я начну утверждать, что изображенный мной круг отображает философию бытия и прочие вопросы, то любой искусствовед будет прав, если скажет, что все это я должна была передать так, чтобы было понятно зрителю. Всегда сложно отвечать на вопрос «А что это такое?».

 

О советах педагогов

Главное, что в меня вложили педагоги-стремление к постоянной работе. Количество переходит в качество. Эта идея прививалась нам с первых курсов художественной школы. Если ты теряешь сноровку, рука перестает тебя слушать – срочно берись за работу. Но это еще не все. Я считаю, что в художнике две составляющих – техника и творчество. Существуют художники-ремесленники с безупречной техникой, и таких множество. Самое удивительное, что зрители и принимают таких ремесленников за настоящих художников. Но техника – это внешний фактор, а творчество – идущее изнутри.

 

Образы и идеи

Я начинаю работу с образа. Бывает, что идея потом осознается в этом образе. В последнее время я занимаюсь иллюстрацией книг, и поэтому идея исходит из текста, невозможно оторваться от него. Но без образности нет художественного восприятия.

 

О графике

Я два года занимаюсь графикой. Она случайно появилась в моей жизни. Я вместе с одногруппником ходила к станку, чтобы печатать линогравюры. Затем я попросила преподавателя провести для нас мастер-класс по этой технике. И так все завертелось. Сегодня это и есть та область, в которой я действительно занимаюсь творчеством. Живопись для меня остается в учебной области, а в графике я выражаю себя. Наверное, потом я займусь чем-то другим, потому что каждую технику в конечном итоге можно изжить.

 

Об перформансах

Качественные перформансы, хэпеннинги – это здорово. Здесь речь идет именно об уровне проекта. Часто люди просто не понимают, что происходит, едва сдерживают смех. Разве это нормально? Мне нравится формат хэппенинга, потому что помимо динамической составляющей, выставляются и работы художника – это хороший совокупный подход.

 

О современном музее

Главное, отказаться от пережитков. Изменилось общество, музей должен соответствовать новым запросам. Каждый гость на выставке сегодня – это уже победа. Музей должен привлекать общественность.

 

О свободе и рамках

Сейчас мы живем в свободе – ничего не давит, не прессует, если рассматривать этот вопрос глобально. Как мне рассказывали преподаватели, рамки, которые были характерны для советского периода, способствовали тому, что художники стремились вырваться из них. Получается, что ограничение провоцирует фантазию. Сейчас все разрозненно и непонятно.

 

О характере

Я, так выходит, очень трудолюбивая. Выжимаюсь до конца, сутками нахожусь в мастерской. Получается, что ты сам себе доказываешь, что делаешь правильные шажки на пути к цели. Последнее время я часто слышала от преподавателей:  «Отдохни, отдохни, отдохни!». Я понимала, что устала, но в тоже время и не чувствовала этой усталости. Конечно, усталость в итоге накапливается, ты начинаешь хуже работать. Поэтому такая страстная увлеченность одновременно и мешает и помогает. Мне кажется, есть вирус активности и вирус созерцания. То есть, если ты чем-то занимаешься, то занимаешься этим капитально, если ленишься, то тоже капитально. Когда ты перестаешь что-то делать, впадаешь в ступор. Но когда наступает такое состояние, ты осознаешь, что потом что-то начнется. Иногда приходится что-то делать через силу, например, технику отрабатывать. Часто в таких ситуациях помогают разговоры с мэтрами, преподавателями. Еще важный момент – умение переключиться.

 

О книгах и вдохновении

Другие виды искусства для меня становятся исключительными источниками вдохновения. Часто думаю о том, что еще может стать для меня музой, но не нахожу ответа. Меня не вдохновляет время, в которое мы живем, разве что какие-то социальные проблематики. Мне близка культура прошлого столетия, о которой я узнаю из книг, музыки, фильмов. Мы сейчас находимся на промежуточной ступеньке, переходе с XX в XXI век, и в этом есть своя прелесть, есть возможности. Последнее, что меня побудило к созданию серии работ – «Жестяной барабан» Гюнтера Грасса. Как правило, самое важное в мою жизнь попадает случайно. Так и здесь. Мы обсуждали с преподавателем немецкий экспрессионизм, и он упомянул эту книгу. Мне сразу захотелось взять ее в руки. Я перечитала «Барабан» уже три раза – удивительная книга. Раньше меня ничего не цепляло, я не влюблялась ни в какую литературу. Грасс стал первым. Иллюстрируя книгу, я стремлюсь к тому, чтобы работы были самостоятельными, воспринимались в отрыве от текста.

 

О вопросах и ответах

Творчество – это самовыражение, и через него происходит самопознание. Творческая сфера, люди, которые к ней относятся, помогают мне найти ответы через познание. Это большая вселенная, в которой хочется находиться.

 

О выставках

Я отправляю работы на различные конкурсы и выставки, чтобы проанализировать свой уровень. Люди, знакомые могут тебе что-то сказать, но честного ответа ты никогда не услышишь. В конкурсах я нашла выход – там судят в отрыве от личности. 

 

P.S. Иллюстрации Лиды Козловой вы можете посмотреть на выставке "Литературный код" в ЦСИ "Облака", которая продлится до 31 августа.