Леттеринг: рисуя словом

Происхождение этого понятия уходит своими корнями в латинское слово litera/littera – «буква». Соответственно, процесс их написания назвали леттеринг.

 

Сегодня это динамично развивающаяся область, овладение которой актуально для графических дизайнеров как никогда. В ее основе можно отметить две составляющих – теоретическая и техническая. То есть начинающим необходимо ознакомиться со шрифтами и освоить технику написания букв, в первую очередь, ручную.

 

По определению леттеринг - это графическое начертание букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Мастер может выступать в качестве художника и изобретать новые шрифты в соответствии со стилем разрабатываемого проекта.

 

Профессионалы утверждают: эту технику могут освоить все. Но, разумеется, при условии систематических тренировок и пополнения теоретической базы.

Буквы и складывающийся из них текст в настоящее время становятся важным и интересным дополнением к дизайну, и правильное их использование позволяет прибавить проекту оригинальности, сделать его более понятным и запоминающимся. Сегодня многие известные бренды отказались от логотипа в пользу леттеринга, то есть написание названия компании само по себе становится фирменным стилем (Sony, Coca-Cola, IBM, Carlsberg).

 

Все, кто начинает осваивать леттеринг, отмечают, что текст приходится неоднократно править, экспериментировать с толщиной букв, всматриваться в детали: «Считаю, что буквы не должны рисоваться за один день. Надпись должна обязательно «полежать», на следующий день найдется, что ещё исправить. Но нужно знать меру, так как леттеринг можно править вечно», - комментирует известный в России графический дизайнер Таня Черкиз.

 

Отметим, что шрифт является универсальным инструментом всех дизайнеров. В свою очередь леттеринг представляет собой отдельный художественный процесс.  Предлагаем вашему вниманию пример использования леттеринга в искусстве. Мастер-шрифтовик Леандро Зенна создал к песне Bob Dylan «Subterranean Homesick Blues» видеоряд, состоящий из надписей.

 

Леттеринг не ограничивается бумагой, карандашом, чернилами и графической программой на компьютере.  Иллюстраторы и художники используют самые разнообразные материалы и позволяют буквам стать самодостаточным явлением, не нуждающимся в дополнении. Например, обладатель премии Грэмми, американский дизайнер Стефан Загмайтер, не являясь леттеринг-мастером, своим эпатажным проектом позволил области вырваться далеко вперед. Так, на одной из площадей Амстредама благодаря ему ненадолго появилась надпись «Одержимость портит мою жизнь, но способствует работе». Она была выложена из 650 тысяч евроцентов. Часть элементов была разворована гуляющими, остальную смели метлами полицейские. Однако сам проект, несомненно, запомнился всем.

 

В традиционном понимании леттеринг бывает двух видов: рукописный и цифровой. В первом случае автор имеет возможность максимально дать волю своей фантазии, играть с начертанием букв, отпустив руку в свободное плавание. В качестве плюсов цифрового леттеринга выделяется скорость работы, расширенные возможности редактирования, использование существующих шрифтов, аккуратное исполнение.

 

ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЛЕТТЕРИНГ

 

Комиксы

Используется в качестве описания изображений. Воспринимается читателям комплексно, поэтому важно умело сочетать эти элементы и правильно расставлять акценты. Здесь популярен как рукописный, так и цифровой леттеринг.

 

Книги, журналы, пластинки

Обложка – это лицо предмета, это первое, что видит читатель/ слушатель, когда берет его в руки. Поэтому грамотное использование леттеринга, привлекающие внимание шрифты и изящное исполнение сможет стать отличным дополнением общей концепции верстки.

 

Упаковка

Упаковка товара сегодня – тоже целое искусство. Важно не промахнуться и несколькими, привлекательно написанными словами доказать потенциальному покупателю, что это – именно то, что он ищет.

 

Логотип

Графическое написание названия того или иного бренда – еще одна область, на которую стоит обратить внимание. Логотип используется повсеместно, его видят тысячи глаз. Здесь леттеринг-мастер должен отчетливо понимать, какой смысл стоит за изображенными и буквами. Важно сочетать стиль написания с общей концепцией бренда.

 

Дизайнер и леттеринг-мастер – смежные профессии. Многие из числа первых сегодня полностью концентрируются на второй области либо стараются сочетать и то, и другое. Однако чтобы стать специалистом в области леттеринга, не обязательно быть дизайнером. Нужно изучать теорию, обладать чувством стиля, анализировать контекст, а также много-много пробовать и экспериментировать.

 

Дарья Малина