Королевская академия художеств: Джошуа Рейнольдс, Бенджамин Уэст, Ангелика Кауфман

Королевская академия художеств в Лондоне сегодня является самой авторитетной профильной ассоциацией Великобритании. В описании концепции деятельности академии указывается, что в отличие от многих похожих организаций, она не получает финансирования от государства, а существует за счет поддержки посетителей, спонсоров, «преданных друзей». «У нас есть много общего с музеями и галереями,  но наше предназначение более широкое – не только способствовать приобщению, пониманию, признанию искусства, но и предоставлять возможность практиковаться. Мы глубоко убеждены в значимости того вклада, который художники несут в мир».

 

В состав организации в настоящий момент входят 80 человек: 46 живописцев, 14 скульпторов, 12 архитекторов,  8 граверов. 

 

Первым президентом Академии в далеком 1768 году стал сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792 гг.) – выдающийся представитель английской портретной живописи, теоретик искусства, преподаватель, общественный деятель, по праву считающийся родоначальником той английской школы живописи, которая получила мировую известность. В портретных работах художнику удавалось сочетать монументальность, парадность, пафос и глубокий психологизм. Именно эта отличительная черта его полотен очаровывала современников. Он создал более 2 тысяч портретов,  в которых все средства художественной выразительности преследовали цель наилучшим образом выразить индивидуальность человека, его сущность и характер. Рейнолдс был уверен, что истинное предназначение искусства сводится к выражению моральных принципов. Находясь на посту президента Академии, он читал лекции по истории искусства, знания о которой получал, путешествуя по Европе и знакомясь с творчеством великих мастеров прошлого – Рафаэля, Микеланджело, Тициана и др.

 

Активное участие в создании Королевской Академии художеств принимал другой известный живописец, уроженец США Бенджамин Уэст (1738-1820 гг.). Свой творческий путь он начал как портретист, но впоследствии прославился крупномасштабными историческими полотнами. Еще проживая в Филадельфии, он написал портрет одного из лидеров войны за независимость США, авторитетного политического деятеля Бенджамина Франклина. В 1763 году, после продолжительного пребывания в Италии, он оказывается в Лондоне, где поступает на службу к королю Георгу III, пишет портреты членов его семьи и самого правителя. Самая известная картина Уэста «Смерть генерала Вольфа» была написана в 1770 году. Ближайшее окружение автора в лице художников Академии и самого Рейнольдса обрушились на него с критикой, посчитав полотно актом оскорбления классической живописи. Однако вскоре недовольство сменилось восторгом. После смерти Рейнольдса Уэст вступает на пост президента Академии.

 

 

Стать членом открывающейся Академии получил приглашение и Томас Гейнсборо (1727-1788 гг.). Чаще всего его называют пейзажистом, однако этим направлением творчество художника не ограничивалось. Финансовые сложности сконцентрировали Гейнсборо на портретах, заказы на которые регулярно поступали от английских аристократов. Здесь сыграла свою роль любовь к природе  - зачастую герои полотен располагались на фоне пейзажей. Его авторству принадлежат портреты представителей искусства, а также политических деятелей, в частности, самой королевы. Его работы отличаются утонченностью и легкостью. Достоверное изображение действительности уступает место эмоциональности.

 

 

«Если бы наша нация произвела достаточно талантов, чтобы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имя Гейнсборо перешло бы к потомству среди первейших носителей ее зачинающейся славы», - сказал про него Рейнольдс.

 

Мария Анна Ангелика Кауфман (1741-1807) тоже входит в число основателей Академии художеств. Знаменитая уроженка Австрии прославилась даже в России – поэт Гавриил Державин посвятил ей оду «К Анжелике Кауфман». В 1810 году ее биографию написал известный итальянский историк Джованни Баттиста де Росси, откуда впоследствии многие писатели черпали сюжеты. Она восторгала коллег по цеху своим художественным чутьем и всепоглощающим желанием работать.