КОЛЛАЖ: НОВОЕ ВИДЕНИЕ СТАРЫХ ВЕЩЕЙ

Холст, газетные или журнальные вырезки, тушь, акварель, бумага, обрывки обоев, кусочки ткани, фотографии и многое другое. Все это может стать частью одного художественного полотна – коллажа. В изобразительном искусстве появление этого направления объясняется экспериментальными стремлениями представителей творческого класса начала XX столетия  - кубистов, футуристов и дадаистов.

 

Примененные впервые в 1912 году  Жоржем Браком («Блюдо с фруктами и стакан») и Пабло Пикассо («Натюрморт с плетеным стулом») техники заложил в основу своего творчества Курт Швиттерс (1887 – 1947 гг.). Для него коллаж стал единственно удобным языком выражения. «Я, собственно, не понимаю, почему использованные проездные билеты, прибитые волной к берегу куски древесины, гардеробные номерки, проволоку и детали велосипеда, пуговицы и всякое другое старье, найденное на чердаках и мусорных свалках, нельзя использовать как материал для картин – точно такой же, что и изготовленные на фабрике краски», - рассуждал Швиттерс. Созданные им работы не выглядят хаотичной кучей несочетаемого мусора – он работал с соблюдением  художественных законов: четко выстраивал композицию, стремился к равновесию, завершенности, грамотно расставлял акценты и обдуманно пользовался цветом.  «Любой конверт, обертка из-под сыра, бумажное колечко с сигары, разорванная подошва, любая лента, проволока, перо или тряпка, короче, все то, что принято выбрасывать, вбирались в его всеохватную любовь для того, чтобы вновь обрести подобающее место в жизни, а именно — в его искусстве», - писал про него Рихтер.

 

Швиттерс не ограничивал свое творчество рамками холста. После полноценного освоение техники коллажа в плоскости, он пошел дальше – начал создавать по этому принципу скульптуры. Одна из них, «Колонна», постоянно достраивалась, дорабатывалась. Эту работу художник посвятил своим друзьям и использовал в качестве материалов предметы, которые им принадлежали -  отрезанный от галстука кусочек ткани, окурок, прядь волос, шнурок и т.д. Эта скульптура стала отражением многочисленных пережитых Швиттерсом событий и эмоций. Она расширялась по мере появления новых воспоминаний.  

 

 

 Важную роль в развитии коллажа как отдельного художественного направления в искусстве сыграла немецкая художница Анна Хёх (1889 – 1978 гг.), уверенно развивающаяся по пути дадаизма. Впервые созданная в этой технике ее работа - «Белое облако» - стала переходной точкой от акварели и графики. Часто ее фамилию упоминают в контексте развития фотоколлажа. Она была уверена, что такая форма помогает художнику наиболее точно выразить мысль, наполнив хаотичную форму глубоким содержанием. Работы Хёх пронизаны ее политическими убеждениями и представляют собой своеобразные карикатуры на остросоциальные тематики. При этом каждый ее коллаж не лишен субъективного звучания и авторского почерка. Так, например, одна из ее работ под названием «Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада» представляет собой полноценную демонстрацию жизни того времени, отражает как политический контекст и социальные проблемы, так и уровень культурных потребностей общества.  В сложный для Германии период – годы правления нацистской партии – Хёх попала под запрет, ее работы назвали дегенеративными. Тем не менее, художница продолжила творить.

 

 

Еще один немецкий художник, развивший искусство коллажа и попавший в немилость властей, - Джон Хартфилд (1891 - 1968). Его работы, собранные в основном из фотографий политических лидеров и газетных вырезок, были направлены на борьбу с нацистским режимом. Он не стремился к эстетике – эта составляющая уступала первый план содержанию и выверенной технике. Лаконичность и сдержанность компенсировались четким посылом и сильным воздействием. Он превратил коллаж в популярное направление. Отчасти этому способствовало тиражирование его работ. Именно таким образом обрел всемирную известность антивоенный коллаж «Желуди Гитлера», на котором фюрер ухаживает за дубом с бомбами вместо желудей. Многоплановость смыслов, сатирический посыл, точное выражение – вот, что характеризует работы Джона Хартфилда.

 

 

Тем временем российский художник Александр Родченко (1891 – 1956 гг.) тоже начинает экспериментировать с фотографиями и картинками: склеивать, перемещать, разбивать надписями. В 20-е годы он иллюстрирует лирический сборник поэта Владимира Маяковского «Про это». Развивая свое творчество и пробуя разные жанры, он стремился отразить быстроменяющуюся реальность. Работы, приправленные внутренней остротой и экспрессией, напоминают крик эпохи.

 

 

Новое содержание коллажа проявилось в творчестве Макса Эрнста (1891 - 1976). Увлечение философией и организацией человеческой души объясняет психоделичность созданных им работ. Признанным шедевром Эрнста считается серия «Неделя доброты». В ее основу легли иллюстрации к книге Поля Элюара. Фрагменты одной картинки собирались в новую композицию, переворачивались и дополнялись другими материалами. В ход пошли вырезки из научных журналов, рекламные плакаты, страницы из романов. В основе работы легла идея о смертных грехах. В интерпретации Эрнста она обрела новое звучание. Художник представил «семь смертельных элементов»: грязь, воду, огонь, кровь, черноту, зрение и  неведомое. Всего в сборнике напечатано 182 работы.

 

К формату коллажа прибегал знаменитый режиссер Сергей Параджанов (1924 – 1990 гг.). Он формировал их из фотографий, собственных рисунков (эскизов к фильмам), елочной мишуры, частей тела кукол, тканей. Свои работы сам Параджанов называл «спрессованными фильмами». Он начал работать в этой технике с середины 50-х годов и постепенно усложнял процесс, добавлял новые элементы, искал объемные формы. Отложил отпечаток на его творчество и советский режим. Нет, он не пытался вложить в свои работы идеологические основы. Наоборот, свободолюбивый, неуправляемый, самобытный режиссер выступал против арестов украинских интеллектуалов, ратовал за свободу слова. Результатом этого стало пятилетнее тюремное заключение по обвинению в изнасиловании и мужеложстве. Но и за решеткой Параджанов находил для себя источники вдохновения и продолжал творить. Так, татуировка в виде Джоконды на спине у одного из заключенных легла в основу создания большой серии коллажей. Героями его работ также становились Чарли Чаплин, Владимир Маяковский, Мэрилин Монро, Владимир Высоцкий и другие известные личности. Параджанов, не разграничивая реальный и вымышленный миры, в большей степени работал для себя, собирал в единой плоскости свои собственные воспоминания и красочные фантазии.

 

Коллаж сегодня – это не только техника, но и вид искусства. Это понятие применяется сейчас не только в отношении художников, но и музыкантов, режиссеров, поэтов и писателей. Главные отличительные особенности такого творца – умение увидеть ценность в предмете, в котором она неочевидна, способность собрать воедино элементы разного порядка и наполнить обычные вещи новым смыслом.