Как научить ребенка любить искусство?

Многие современные семьи выбирают в качестве формы проведения досуга походы в торговые центры, где есть игровые зоны, кинотеатры, парки и другие развлекательные объекты. Разумеется, в этом нет ничего плохого, все остаются довольными, все получают эмоциональную зарядку. Но стоит понимать, что игнорирование искусства и отсутствие у ребенка тяги к получению эстетического удовольствия образуют пустоту, которую с годами заполнять будет все сложнее.

 

Зачем и как приучить ребенка к походам в музеи?

 

Не стоит откладывать этот вопрос в долгий ящик. Конечно, совсем не обязательно, чтобы к 12-ти годам ваш ребенок знал теоретические основы супрематизма Казимира Малевича или механизмы работы стерео-лайт панелей Константина Худякова. Психологи утверждают, что характер и основные социальные качества  человека закладываются в детстве. Почему же мы считаем своим долгом научить детей правильно ставить цели, выбирать ориентиры на пути к их достижению, выстраивать коммуникационные связи и т.д., но забываем объяснить и показать на своем примере, что глубокая личность складывается только при активном погружении в область прекрасного – классической музыки, произведений изобразительного искусства, театрального действа…

 

Каждый из нас знает мотивы колыбельных песен или героев сказок. Если перед сном уделить время на пролистывание вместе с малышом альбомов или каталогов с работами, например, Айвазовского или Да Винчи, результат будет таким же – ребенок пронесет эти знания через года. Начните изучать искусство вместе с малышом: сначала иллюстрации, потом познавательные истории, и следующий шаг – поход в музей.

 

Рисуйте вместе с вашим ребенком. Не обязательно отдавать его в художественную школу, но важно уделять время на рисование. Изучите основы самостоятельно и рассказывайте ребенку на понятном ему языке, как рождаются оттенки, как плывет по бумаге акварель, как густо ложится гуашь. Зачем? Когда человека знаком с процессом создания произведения искусства изнутри, ему проще оценить работу другого человека, осознать ее ценность. То же касается, например, стихов. Складывайте слово за слово в строчки, четверостишия, ищите рифмы – от самых очевидных до оригинальных. Это позволит ребенку понимать и проникаться метафорами, эпитетами, описаниями.

Рассказывайте ребенку о ваших любимых картинах мастеров прошлого и настоящего, поделитесь с ним воспоминанием о произведении искусства, которое впечатлило вас в детстве. Наполните процесс погружения в прекрасное эмоциональной составляющей – передайте настроение собеседнику. Изучение искусства – таинство, приятное и необходимое.

 

Пусть первый поход в музей пройдет  в сопровождении родителей – в привычном окружении ребенку будет проще расслабиться и впитывать увиденное. Чтобы избежать излишней утомляемости, делайте перерывы, во время которых можно поговорить о только что просмотренных экспонатах и поделиться впечатлениями – позволяйте ребенку высказываться, задавайте вопросы.

 

Важно, чтобы ребенок понимал ценность посещения музея и не воспринимал это как обязательный, вынужденный этап, который приведет к чему-то более интересному. Музей должен стать для малыша  самодостаточным и привлекательным событием.

 

Проявляйте чуткость и не старайтесь дать ребенку все и сразу, иначе есть риск прийти к обратному результату – отторжению. Будьте упорны, но планомерны, деликатны и не навязывайте ребенку готовое шаблонное мнение – важно, чтобы малыш пропускал информацию через себя и складывал собственное впечатление о том или ином произведении искусства.