Известные коллекционеры прошлого и настоящего

В российском пространстве одним из самых ярких коллекционеров являлся Павел Третьяков (1832 – 1898 гг.), которому Москва обязана в появлении крупнейшей галереи. Решение о завещании капитала на создание музея он принял в 28 лет. ««Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие»», - написал он в документе. Затем, на протяжении более чем 40 лет тратил на приобретение картин основную часть капитала. Благодаря ему работы передвижников, чьи проекты он охотно финансировал, обрели широкую популярность. Не исключено, что Перов, Верещагин, Шишкин, Маковский, Репин, Суриков и другие художники не были бы столь весомы, если бы не участие Третьякова, который поддерживал их как материально, так и морально.  

 

Еще один человек, коллекционное собрание которого формировало художественное пространство, Сергей Щукин (1854 - 1936). Он приобретал понравившиеся ему работы импрессионистов, а затем и постимпрессионистов. Объясняя свой выбор, он говорил: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай ее». Так в его коллекции появились работы Моне, Ренуара, Гогена, Матисса, Дерена, Пикассо. Он не только работал через крупных европейских торговцев, но и напрямую сотрудничал с художниками. Тесные отношения сложились у Щукина с Анри Матиссом - картины «Музыка», «Танец», «Гармония в красном (Красную комнату)» появились по личному заказу коллекционера. Он рассуждал аналогично Третьякову: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там». Собранная Щукиным коллекция после его смерти какое-то время кочевала, а в 1948 году была поделена между петербуржским Эрмитажем и московским Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

 

Известный коллекционер и арт-дилер Анатолий Беккерман, владелец нью-йоркской галереи «АВА», сорок лет назад покинул Россию  - уехал жить в США. Однако свою первую картину он приобрел еще будучи школьником, в Советском Союзе. В настоящий момент его коллекция выставляется в музеях по всему миру, в частности,  в России. «Когда мы приехали в США, я начал изучать и заниматься американской живописью и достиг определенных успехов. Но о коллекционировании тогда речи не шло. Я был дилером, чтобы платить за квартиру и покупать продукты домой», - рассказывает Беккерман на страницах Interviewrussia. Сегодня галерея «АБА» является успешной площадкой продвижения русского  искусства. Среди представленных там произведений картины Коровина, Бурлюка, Гончаровой, Кустодиева и других именитых российских художников.

 

Среди наших современников также можно выделить Игоря Цуканова, основателя культурного фонда Tsukanov Family Foundation, ныне проживающего в Лондоне. В одном из интервью он объясняет, чем коллекционирование отличается от инвестирования в искусстве: «Коллекционеры — это люди, которые, как правило, не связаны инвестиционными предпочтениями. Понятно, что арт-мир — очень большой рынок, многомиллиардный, и цены на этом рынке растут, а иногда падают. И на нем есть инвесторы, которые покупают картины как предмет приложения инвестиционных вложений, потом из них выходят. <…> Как правило, коллекции, которые строятся десятилетиями, очень редко выходят на рынок. Потому что они не для этого создавались. Они либо передаются в музеи, либо под них строятся частные музеи. В редких случаях наследники коллекцию продают, но тогда, как правило, покупателем выступает государство или какой-то спонсор. Я отношусь скорее к категории коллекционеров, а не инвесторов, но коллекционеров, которые имеют жесткую дисциплину в том, что они делают, не занимаются всем сразу, имеют фокус. Я создаю коллекцию, которая станет частью музейного наследия».

 

Коллекция Цуканова начала формироваться из произведений русских художников начала прошлого столетия. Однако вскоре его внимание переключилось на живопись второй половины XX века. Со своей задачей – собрать самую большую коллекцию работ того периода – Цуканов справился. В настоящий момент он собрал 350 картин. В его собрание попали работы таких художников как Владимира Немухин, Лидия Мастеркова, Дмитрий Плавинский, Оскар Рабин, Олег Целков, Евгений Рухин и Александр Косолапов и др.

 

Изначальная стоимость той или иной картины складывается из нескольких показателей: известности художника, участия его работ в аукционах, художественной эстетики произведения, актуальности или интересности сюжета и т.д. Затем эта цена увеличивается за счет планомерной работы по ее продвижению картины со стороны самого коллекционера – он может задать тон, выставляя произведение в галереях, публикую в каталогах, продвигая имя ее автора. Стоит учитывать, что есть два вида коллекционеров – те, кто приобретает работу, чтобы оставить ее у себя в собственности и те, кто изначально имеет намерения продать спустя какое-то время. Коллекционеров привлекают как работы современников, так и произведения импрессионистов и постимпрессионистов. Но есть и специфические ответвления. Например, известный российский миллиардер Роман Абрамович имеет большую коллекцию знаменитых художников-модернистов - Альберто Джакометти, Фрэнсиса Бэкона, Лусиена Фрейда и др.

 

Всех коллекционеров объединяет азарт, искусствоведческая подкованность и создание уникальных и дорогостоящих собраний, которые могут выставляться на продажу или же быть переданы государству.